Publisher Theme
Art is not a luxury, but a necessity.

Казимир Малевич

0 6

Казимир Малевич

6.2 Обсудить Имя: Казимир Малевич (Kazimir Malevich) Отчество: Северинович Кто такой: историческая личность, художник День рождения: 23 февраля 1879 Место рождения: Киев Дата смерти: 15 мая 1935 (56 лет) Причина смерти: узнать рак предстательной железы Где похоронен: узнать село Немчиновка, Московская область Знак Зодиака: Рыбы (характеристика) Восточный гороскоп: Кролик

Биография Казимира Малевича

Казимир Малевич – знаменитый украинский, русский и советский художник польского происхождения. Критики оценивают его творчество неоднозначно: одни хвалят, другие не воспринимают, но культурное наследие авангардиста таково, что его не обойти безразличным молчанием.

Картины Малевича представлены во многих музеях не только на родине, но и за рубежом. Современники признали за ним первенство в суперматизме – одном из объемных направлений абстракционизма, а потомки до сих пор спорят о том, что хотел выразить Мастер своим «Черным квадратом». Действительно ли он – символ того, что с человеком уже произошло, и что с ним станет?..

Казимир Малевич

Художник Казимир Малевич

Детство, юность, семья

Казимир родился в феврале 1879 (по другим данным, в 1878) года в семье приписанного к волынскому дворянству Северина Малевича и киевской дворянки Людвики Галиновской. В то время его родители, оба польского происхождения, жили в Киеве.

Всего в семье родилось четырнадцать детей, но лишь девять (включая первенца Казимира) из них выжили: четыре мальчика – Антон, Болеслав, Бронислав и Мечислав, и четыре девочки – Мария, Ванда, Северина, Виктория.

Детство и отрочество Малевича прошло на украинской земле. Сам художник так описывал те годы:

Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь детства, были таковы: отец мой работал на свеклосахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов. Свеклосахарные плантации были большие. Для обработки этих плантаций требовалось много рабочих сил, преимущественно крестьян. На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками, которые пололи или прорывали свеклу… Свекловые плантации тянулись бесконечно, то сливаясь в далеком горизонте, то опускаясь на небольшие нивы или поднимаясь на холмы, включая деревни и села в свои зеленые поля, покрытые однообразной фактурой листьев…

Маленького Казика поражало несоответствие заводской жизни по гудку (Северин Антонович, инженер-управляющий, иногда брал старшего сынишку с собой на работу) и жизнь крестьян, украшавших свои дома вышитыми рушниками, резными коньками, жившими сообразно с ритмами Солнца и Луны. Мальчику казалось, что и крестьянская еда была вкуснее. Позже в своей автобиографии Малевич написал:

Мне нравилось питание крестьян, у которых я часто ел, несмотря на то, что дома тоже было все. У них было вкуснее. В казармах же питались кислой капустой, щами и кашей с говяжьим жиром (вместо сала). Шкварки перемешивались с кашей, вонь от шей стояла на всю казарму… Крестьяне ели чистое сало с чесноком и борщ украинский, который варился из свежего (ботвинья, фасоль, картошка, свекла), ели сметану и жирные паляницы, кныши с луком, мамалыгу с молоком или маслом, кислое молоко с картошкой и т. п. Зимою, когда заводские день и ночь работают, крестьяне ткут чудные материи, шьют одежды, девчата шьют и вышивают, поют песни, танцуют, хлопцы играют на скрипках.

Одним из любимых развлечений Казимира в детстве было его участие в крестьянских росписях их домов: Я с большим волнением… помогал им вымазывать глиной пол хаты и делал узоры на печах. Крестьяне здорово изображали петухов, коников и цветы. Краски все были изготовлены на месте из разных глин и синьки. Еще одно большое удовольствие мальчика – посещение с отцом праздничных ярмарок, куда он привозил сделанные собственноручно сувениры, в числе которых были и глиняные свистульки, и деревянные лошадки, и первые картинки с окрестными пейзажами.

Технику «народный лубок» Казимир освоил рано благодаря маме, Людвике Александровне, женщине образованной, тонко чувствующей искусство, знавшей несколько иностранных языков. Она же занималась образованием детей, учила их письму, чтению, азам математики.

Среднего образования ее старший сын так и не получил из-за частых переездов семьи. Но один аттестат он все же получил, окончив по настоянию отца пятиклассное агрономическое училище.

Отцу было не особенно приятно мое тяготение к искусству. Он знал, что существуют художники, пишущие картины, но никогда на эту тему не разговаривал. Он все же имел тенденцию, чтобы я шел по такой же линии, как и он. Отец говорил мне, что жизнь художников плоха и большая часть их сидит в тюрьмах, чего он и не хотел для своего сына.

В 1896 году Малевичи переехали в Курск, Казимир начал работать чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. Но рутинная работа угнетала творческую натуру семнадцатилетнего юноши, он мечтал об иных горизонтах.

Со временем Малевич создал художественный кружок, где собирались близкие ему по духу люди. По словам художника, именно там состоялась его первая выставка ранних картин.

В 1905 году Малевич впервые попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Следующий год также не принес успеха, Казимир вернулся в Курск.

Чтобы старший сын мог жить и творить в Москве, Людвика Александровна переехала в столицу и занялась общественным питанием: арендовала столовую, сняла дом, куда и переехал Казимир с семьей.

Три года Малевич трудился в студии живописца Федора Рерберга, который весьма уважительно относился к индивидуальности ученика. Работы начинающего художника даже принимали участие в выставке Московского товарищества художников.

Творчество Казимира Малевича

Начиная писать картины на стенах украинских хат, Малевич чувствовал, что вот-вот поймет нечто важное в искусстве изображения. Орнаменты, цветы, пейзажи – все это было только началом чего-то более совершенного.

На меня несмотря на натуралистическое воспитание моих чувств, сильное впечатление произвели иконы. Я в них почувствовал что-то родное, примечательное. В них мне показался весь русский дух со всем его эмоциональным творчеством. Я учуял какую-то связь крестьянского искусства с иконами: живописное искусство – формы высшей культуры крестьянского искусства. Я в нем вскрыл всю духовную связь «крестьянского времени» и понял крестьян через икону, понял их лик не как святых, но простых людей, понял и Боттичелли, и Чимабуэ. Чимабуэ мне ближе, это был дух, который я чувствовал в крестьянах.

В период раннего импрессионизма Малевич пишет картины «Церковь», «Весенний пейзаж», цикл «Эскизы фресковой живописи». К религиозным сюжетам относится и его «Плащаница».

В конце 1910-х он стал известен своими литографиями – декорациями для нашумевшего спектакля Леонида Андреева «Анатэма». Познакомившись с художником Иваном Клюнковым (Клюн) Казимир написал несколько его портретов, один из которых был выставлен на Пятой выставке «Союза молодежи» в Петербурге.

В 1910 году Михаил Ларионов, возглавляющий в то время общество «левых» живописцев, пригласил Малевича поучаствовать в выставке «Бубновый валет», после чего художник стал регулярным участником эпатажных показов.

В 1913 году фурор в кругах знатоков произвел «Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И.В.Клюна)». О том периоде Казимир Северинович позже напишет в автобиографии:

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).

Художник усиленно искал истину, которую позже называл единственно верной – картина должна становиться самостоятельной по окончании работы над ней. В этом стремлении он опирался на холсты фовистов – Гогена, Ван Гога, Сезанна – прозванных «дикими» за невероятную мощь и насыщенность картин цветом.

В 1912 году Малевич стал членом объединения «Ослиный хвост» и поучаствовал в выставке в Мюнхене, где также были работы германских экспрессионистов объединения «Синий всадник».

Примерно в тот же период Малевич познакомился с новаторскими творениями поэтов-футуристов Велемира Хлебникова и Алексея Крученых. Он создавал для их самописных книг иллюстрации, а позже с интересом участвовал в создании эскизов костюмов и декораций к авангардной опере «Победа над Солнцем», которые сам называл «кубо-футуристическим реализмом».

Именно тогда у художника зародилась идея создания «Черного квадрата», и уже в 1915 году, на выставке футуристов «0,10», он представил триптих «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» в числе других 39 своих полотен, объединив их названием «Супрематизм живописи».

В том же году Малевич написал свой знаменитый манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Это было новое слово в искусстве и вскоре Казимира Севериновича стали называть родоначальником супрематизма, идея которого заключалась в том, что цвет должен доминировать на полотне.

Вскоре на свет появился трактат «Мир как беспредметность, или Вечный покой», в котором были такие слова:

Итак разрушаются видимости, но не существо, а существо, по определению самим же человеком – Бог, не уничтожимо ничем, раз не уничтожимо существо, не уничтожим Бог. Итак, Бог не скинут… Как я раньше говорил о том, что ничего нельзя доказать, определить, изучить, постигнуть, то и все определения остаются недоказанными, ибо если бы было что-либо доказано, было бы, конечно, для Вселенной и самих себя. Отсюда всякое доказательство простая видимость недоказуемого. Всякую видимость человек называет предметом, таким образом предмета не существует в доказуемом и в недоказуемом.

Малевич создал объединение художников «Супремус», куда вошли его друг Иван Клюн, художники Мстислав Юркевич, Ольга Розанова и другие.

Революция принесла Казимиру Севериновичу перемены в жизни. Он стал председателем художественной секции Моссовета, был включен в число разработчиков проекта Народной академии искусств, следом его назначили комиссаром по охране старинных памятников.

Позже Малевич переехал в Петроград, где перешел к новому этапу творчества, условно названным им «белым супрематизмом». Тогда появилась картина «Белый квадрат», также он сотрудничал как декоратор в постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-Буфф» по пьесе Владимира Маяковского .

Во всем чувствовалось переосмысление художника, его поиск новых форм и проявлений супрематизма. Он писал:

Искусство как умение передать видимое на холсте считалось за творчество. Неужели поставить на стол самовар тоже творчество? Передача реальных вещей на холсте – есть искусство умелого воспроизведения, и только. И между искусством творить и искусством повторить – большая разница. Творить значит жить, вечно создавать новое и новое. Сколько бы ни писал художник лунных пейзажей или пасущихся коров и закатиков: будут все те же коровки и те же закатики. Только в гораздо худшем виде. А ведь от количества написанных коров определяется гениальность художника… А искусство – это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, – а на основании веса, скорости и направления движения. Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование.

Через год Казимир Северинович вернулся в Москву, недолго находился на должности руководителя «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма», после чего уехал в Витебск, назначенный на пост директора художественной мастерской Народного художественного училища, которым руководил Марк Шагал.

У новатора появились последователи, вместе с которыми он создал «новую партию в искусстве», названную УНОВИС – утвердители нового искусства – куда вошли Лев Юдин, Лазарь Лисицкий, Нина Коган.

Общество просуществовало до тех пор, пока советское руководство не объявило антиавангардный курс в искусстве. Малевич вместе с некоторыми последователями снова отправился в Петроград, который после смерти Владимира Ленина переименовали в Ленинград.

Два года Казимир Северинович занимал должность директора Ленинградского государственного института художественной культуры. Там он познакомился с поэтом Даниилом Хармсом , который вместе с авангардным театром «Радикс» пытался поставить написанную им пьесу «Моя мама вся в часах». Малевич заинтересовался спектаклем и создал для него подходящие декорации. Но цензуру Главлита постановка не прошла, её запретили, а театр закрыли.

В 1927 году в жизни Казимира Малевича началась черная полоса. Он в последний раз побывал за границей: в Германии организовывали его выставку. Но не успел он уехать, как последовало предписание немедленно вернуться в СССР.

По возвращении на родину художника обвинили в шпионаже, три недели он провел под арестом, готовясь к худшему, но его выпустили, и он стал готовиться к персональной выставке в Третьяковской галерее. Поскольку многие работы остались за границей, он стал писать их заново.

В 1930 году Анатолий Луначарский назначил Малевича народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСа, и тогда же его повторно арестовали, обвиняя в антисоветской пропаганде. Казимир Северинович провел в тюрьме три месяца, после чего художника выпустили на свободу.

После этих испытаний стиль его работ поменялся, сам он их называл постсупрематическими «в рамках человеческой фигуры». Он снова стал рисовать крестьян, но уже с плоскими фигурами и белой или черной пустотой вместо лиц. На одной из работ Малевич написал: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безысходности жизни».

В первой половине тридцатых художник писал в основном портреты. Его кисти того периода принадлежат работы «Голова современной девушки», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет».

В 1932 году состоялась его предпоследняя прижизненная выставка, в которой участвовали картины Малевича – «Художники РСФСР за XV лет». Полотно «Соцгород» Казимир Северинович окончить не успел.

Личная жизнь Казимира Малевича

В 20 лет художник женился на Казимире Зглейц, дочери курского пекаря-немца. Венчались молодые в католическом костеле, хотя родные Малевича были против этого брака. Но девушка была веселой, общительной, хозяйственной и очень нравилась Казимиру.

В 1902 году в молодой семье родился первенец Георгий-Анатолий (скончался в 1915 году от сыпного тифа), а спустя три года – дочь Галина.

К тому времени Малевич уже предпринимал попытки обосноваться в Москве, тогда как Казимира с детьми оставалась в Курске. Ей не нравились занятия мужа живописью, отчего между ними то и дело вспыхивали ссоры.

В 1907 году семья во главе с Людвикой Александровной перебралась в Москву. Размолвки становились всё острее. В конце концов жена Малевича забрала детей и переехала в село Мещерское Московской губернии. Там устроилась на работу фельдшерицей в психиатрическую лечебницу. Познакомившись с врачом, оставила детей на попечение одной из сотрудниц и уехала с ним.

Когда Казимир приехал за сыном и дочкой, они жили у завхоза лечебницы Михаила Рафаловича. У Михаила Фердинандовича была дочь Софья, помогавшая присматривать за детьми. Девушка понравилась Малевичу. Несколько лет они жили в гражданском браке, пока художник не получил развод от первой жены.

В 1909 году пара официально вступила в брак и стала жить в доме Рафаловича в селе Немчиновка. Казимиру очень нравилось работать именно там, хотя он часто уезжал от семьи в Москву.

В 1920 году у Софьи и Казимира родилась дочь Уна. Спустя пять лет жена Малевича умерла.

Свои последние восемь лет Малевич жил с Натальей Манченко, корректором издательства Академии наук СССР.

Смерть и память

В 1933 году врачи поставили художнику неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Он прожил еще два года, написал завещание, согласно которому просил похоронить его в гробу в форме креста раскинутыми руками. Ученики сделали такой гроб, но организаторы похорон не позволили его использовать.

Художника положили в обычный прямоугольный гроб, оформленный в стиле супрематизма. В нем и кремировали Малевича, а 21 мая урну с его прахом захоронили неподалеку от села Немчиновка, под любимым дубом Казимира Севериновича.

Деревянное надгробие с черным квадратом было разрушено во время Великой Отечественной войны. Позже энтузиасты довольно точно определили место захоронения знаменитого на весь мир кубиста, вот только на этой земле уже была устроена пашня. Условную могилу расположили на лесной опушке, установив на ней бетонный монумент с красным квадратом.

Именем художника были названы улицы в Немчиновке, Киеве, а в Одинцовском районе Москвы расположился парк Малевича. В Санкт-Петербурге на доме, где работал основатель супрематизма, установлена мемориальная доска. В США функционирует Общество Малевича. Компания «Аэрофлот» назвала именем художника один из аэробусов. В свое культурное наследие художника включили Россия, Украина, Беларусь, Польша.

Интересные факты

  • Один эпизод из подросткового возраста Малевич запомнил на всю жизнь: в честь пятнадцатилетия сына мама подарила Казимиру художественные краски и кисти, которые даже профессионалам тогда были не по карману. 54 цвета, включая телесный, заворожили Казимира, он любовался ими всю дорогу от киевского магазина, где они были куплены, до Контопа, где они в то время жили. Этот поступок настолько возвеличил Людвику Александровну в глаза юноши, что с тех пор в письмах слово «Мама» он всегда писал с заглавной буквы, пытаясь хотя бы таким образом выразить свое уважение. Когда в Конотопе за пять рублей была куплена картина «Лунная ночь», а затем продалась и другая – с аистом на фоне рощи, тайная материнская мечта начала исполняться: ее первенец становился художником.
  • Свой и своих последователей переход от футуризма к придуманному им супрематизму Малевич описывал весьма оригинально:

    Футуризм открыл «новое» в современной жизни: красоту скорости. А через скорость мы двигаемся быстрее. И мы, еще вчера футуристы, через скорость пришли к новым формам, к новым отношениям к натуре и к вещам. Мы пришли к Супрематизму, бросив футуризм, как лазейку, через которую отставшие будут проходить. Футуризм брошен нами, и мы, наиболее из смелых, плюнули на алтарь его искусства. Но смогут ли трусливые плюнуть на своих идолов. Как мы вчера!!! Я говорю вам, что не увидите до той поры новых красот и правды, пока не решитесь плюнуть. Все до нас искусства есть старые кофты, которые сменяются так же, как и ваши шелковые юбки. И, бросив их, приобретаете новые. Почему вы не одеваете костюмы ваших бабушек, когда вы млеете перед картинами их напудренных изображений. Это все подтверждает, что тело ваше живет в современном времени, а душа одета в бабушкин старый лифчик. Вот почему приятны вам Сомовы, Кустодиевы и разные старьевщики. А мне ненавистны такие торговцы старьем. Мы вчера с гордо поднятым челом защищали футуризм. Теперь с гордостью плюем на него. И говорю, что оплеванное вами – приемлется. Плюйте и вы на старые платья и оденьте искусство в новое.

  • Имеется версия, что во время второго тюремного срока Казимир Малевич обратил внимание на хрупкость круглых стеклянных стаканов, из которых неудобно было пить горячий чай. Якобы именно тогда ему пришла в голову идея создания граненого стакана, которую он озвучил скульптору Вере Мухиной, автору эпического монумента «Рабочий и колхозница». Мухина с помощью знакомых сумела воплотить идею художника и помогла запустить стакан-многогранник в массовое производство.
  • В конце 20-х Малевич активно включался в процессы не только создания картин, но и стихов, музыки, а также нового искусства – кинематографа. В одной из своих статей он предоставил буквально по кадрам разобранные им фильмы, и подчеркивал важность работы не только режиссеров, но и операторов, осветителей:

    …Киноглаз не видит в природе ничего нового, он рассматривает природу через художественный глаз живописца (красочного светописца), всюду видит природу либо по поленовскому глазу, по перовскому, по Моне, по Шишкину, Рубенсу и т.д. Кино видит пока только ту изобразительность явлений, которую видел художник-живописец. Оба — как киносветописатель, так и живописец — идут за правдой, в этом они сходятся. «Мы, говорят, изображаем только правду, наше искусство только в тождестве этой правды». Последнее убеждение объединяет киносветописателя и живописца и делает все неизменным в кино как таковом. Ну и будут сидеть на одном месте с правдой, которой не знают ни тот, ни другой, и будут ликовать лики на экранах по образу и подобию живописцев-художников, ибо киносветописатели — плоть от плоти живописцев-художников, лишь с новым техническим орудием.

  • Важные события в жизни

  • 1898 год: состоялась первая выставка картин в Курске.
  • 1899 год: женился на дочери пекаря Казимире Зглейц.
  • 1902 год: родился сын Георгий-Анатолий.
  • 1905 год: родилась дочь Галина.
  • 1907 год: переехал с семьей в Москву. Учился в студии Федора Рерберга.
  • 1909 год: развелся с Казимирой Зглейц, женился на Софье Рафалович.
  • 1910 год: принял участие в выставке «Бубновый валет».
  • 1911 год: участвовал в выставке петербургского «Союза молодежи».
  • 1912 год: участвовал в выставке «Союза молодежи» и «Синего всадника» в Германии.
  • 1913 год: создал костюмы и декорации к опере «Победа над Солнцем».
  • 1915 год: участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В». Создал картину «Черный квадрат». Участвовал в выставке «0,10». Экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи». Выпустил манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». Создал картину «Красный квадрат».
  • 1916 год: создал картину «Супрематическая композиция».
  • 1918 год: создал картину «Белое на белом/Белый квадрат». Создал костюмы и декорации к спектаклю «Мистерия-Буфф». Избран членом Худколлегии отдела ИЗО Наркомпроса. Написал «Декларацию прав художника». Переехал в Петроград.
  • 1919 год: написал трактат «О новых направлениях в искусстве. Статика и скорость». Вернулся в Москву. Состоялась персональная выставка в Москве «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Переехал в Витебск.
  • 1920 год: родилась дочь Уна. Создал общество УНОВИС.
  • 1922 год: написал трактат «Мир как беспредметность, или Вечный покой». Переехал в Петроград.
  • 1923 год: состоялась персональная выставка в Москве к 25-летию творческой деятельности.
  • 1925 год: умерла жена Софья Рафалович.
  • 1927 год: состоялась персональная выставка в Варшаве. Работал в Киеве. Женился на корректоре Наталье Манченко. Арестован по обвинению в шпионаже. Выпущен через три недели.
  • 1928 год: создал картину «Скачет красная конница».
  • 1929 год: состоялась персональная выставка в Третьяковской галерее.
  • 1930 год: состоялась персональная выставка в Киеве. Арестован повторно, обвинен в антисоветской пропаганде. Выпущен через три месяца.
  • 1932 год: стал руководителем Экспериментальной лаборатории в Русском музее.
  • Участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». Работал над проектом «Соцгород» (остался неоконченным).

  • 1933 год: поставлен диагноз «рак предстательной железы».
  • 1934 год: участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».
  • 1935 год: картины экспонировались на Первой выставке ленинградских художников.
  • 15 мая 1935 года – дата смерти.
  • Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49

    Казимир Малевич

    Казимир Малевич

    Полина Абдулова редактор

    Источник: uznayvse.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.