Николай Лесков
6.2 Обсудить Имя: Николай Лесков (Nikolai Leskov) Отчество: Семёнович Кто такой: писатель День рождения: 16 февраля 1831 Место рождения: с. Горохово, Орловская губерния Дата смерти: 5 марта 1895 (64 года) Причина смерти: узнать астма Где похоронен: узнать Литераторские мостки, Волковское кладбище, Санкт-Петербург Знак Зодиака: Водолей (характеристика) Восточный гороскоп: Кролик
Биография Николая Лескова
Николай Лесков — «самый русский писатель» (по словам Льва Толстого). Его творчество зачастую ассоциируется с колоритным народным языком. Для Лескова было характерно повествование в форме сказа с его удивительными интонациями. Среди его самых известных произведений: рассказы «Левша», «Тупейный художник», «Зверь», повести «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».
Николай Лесков
Детство и юность
Николай Лесков появился на свет на Орловщине, в селе под названием Горохово, 16 февраля (по новому стилю) 1831 года.
Почти все родственники по отцовской линии были священниками. Жили предки писателя в селе Лески, отсюда и фамилия.
Семейную традицию идти по духовной линии прервал отец Николая, Семен Дмитриевич Лесков. Он стал сотрудником Орловской уголовной палаты, работал следователем, слыл мастером своего дела, распутывал самые сложные дела. Он дослужился до высокого чина, благодаря чему получил дворянский титул. Мать Николая, Мария Петровна (в девичестве Алферьева), происходила из обедневшей дворянской семьи.
До восьми лет Коля жил у родственников по материнской линии — Страховых. Он проводил время в обществе двоюродных братьев и сестер. С детьми занимались русский и немецкий педагоги, а также француженка. Лесков, обладавший острым умом, лучше всех успевал в учебе, чем вызывал ревность других детей.
По просьбе Коли, уставшего от придирок кузенов, бабушка написала письмо его родителям, чтобы те забрали его к себе. Так он оказался в Орле. Чуть позже семейство Лесковых, в котором, помимо Николая, подрастали трое сыновей и две дочки, перебралось на Панин хутор в Орловской губернии.
Здесь-то у будущего писателя впервые появилась возможность приблизиться к жизни простого народа. Да и его отец, несмотря на титул, труда не чурался, сам занимался посевами, ухаживал за садом и мельницей, с уважением относился к крестьянам.
Когда мальчику было десять лет, он поступил в Орловскую губернскую гимназию. Несмотря на живой ум и любознательность, Лесков оказался в числе отстающих учеников. Он не переносил рутину и зубрежку, навязывавшиеся учебным заведением. Так что, проведя за партой пять лет, в итоге ушел из гимназии со справкой о завершении всего двух классов образования.
После этого отец пристроил его писцом в Орловскую уголовную палату, где когда-то трудился сам.
Чиновник
В 1848 году, вскоре после смерти отца, ставшего жертвой холеры на Панином хуторе, Николай Лесков был повышен до помощника столоначальника (говоря сегодняшним языком, руководителя отдела).
Спустя год службы, взяв отпуск на два месяца, он уехал в Киев, к дяде по матери, врачу Сергею Алферьеву. На новом месте Лесков перевелся в Киевскую казенную палату, сохранив за должность.
В 1953 году он и сам стал столоначальником, прослужив на этой должности до 1957. Казенную работу он «разбавлял» посещением лекций в университете, куда ходил вольнослушателем. Был участником религиозно-философского студенческого кружка, изучал архитектуру, в том числе древнерусское зодчество, живопись (в особенности увлекался иконописью). Выучил польский и украинский языки.
Предприниматель
В 1957 году Лесков переехал в Пензу и устроился в торговый дом мужа его тёти по матери. Родственник был англичанином и носил фамилию Шкотт (Скотт). В компании «Шкотт и Вилькенс», извлекавшей прибыль из всего, что только было можно, ему удалось научиться разбираться и в тонкостях сельского хозяйства, и различных отраслей промышленности, побывать в самых разных уголках страны.
Благодаря этой своей работе Лесков не только получил практический опыт, но и напрямую соприкоснулся с бытом простонародья, с особенностями языка в регионах.
Его общение с обычным рабочим людом не ограничивалось разговорами. Бывало, что он и спал вместе с ними на голой земле, и ел из одной посуды. Это помогло ему понять глубину человеческой натуры и получить тот багаж знаний и впечатлений, которые он смог применить в своем творчестве. В дальнейшем писатель называл это время самым лучшим периодом в своей жизни.
В мае 1860 года торговый дом, в котором трудился Лесков, закрылся. Молодой человек вернулся в Киев, затем перебрался в Москву, после – в Петербург.
Литературная карьера
Свою карьеру на словесном поприще Лесков начинал как журналист, сотрудничая с различными изданиями и касаясь в своих публикациях актуальных социальных и экономических вопросов.
Дебют Лескова в журналистике состоялся отчасти по вине жадных книготорговцев. Ещё в Киеве он хотел купить Евангелие в новом переводе и отправился в знаменитый книжный магазин на Крещатике, владельцем которого был Степан Литов. Жаждущих приобрести ту же книгу было немало и среди киевлян, и среди съехавшихся в город паломников. Вот только вместо заранее объявленной цены в 20 копеек Евангелие обошлось Лескову в 40. На вопросы, почему же так, ему грубо ответили: «Не хотите – не берите, желающие найдутся».
Лесков книгу взял, но спускать это с рук не собирался. Сначала он написал о произошедшем небольшую заметку, которая вышла в издании «Указатель экономический», а затем расширенную статью, опубликованную в городских «Ведомостях» 21 июня 1860 года. Лесков писал:
…Это удвоение цены особенно отражается на посещающих Киев богомольцах, которые всегда покупают в Киеве книги духовного содержания, но которые так бедны, что нередко 20 к[опеек] с[еребром] составляет весь наличный капитал пешехода-богомольца. Переплатить лишний двугривенный для него есть уже разорение, и он принужден отказать себе в приобретении Евангелия, недоступного для него по цене.
Он устроился в редакцию издания «Северная пчела», публиковался в «Русской речи» и «Отечественных записках». На страницах последних в 1861 году и вышла его первая, по мнению самого Лескова, заметная работа «Очерки винокуренной промышленности», в которой он рассуждал о перспективах винокурения в Пензенской губернии.
Его публикации поначалу выходили под псевдонимом М. Стебницкий, хотя это было не единственное из вымышленных имен Лескова. В 1862 году как раз за подписью Стебницкого в «Северной пчеле» появилась его статья о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. В поджогах Лесков обвинил нигилистов. В том же материале критиковал и власти за неспособность ликвидировать пожары и поймать бунтовщиков.
Статья возмутила императора Александра Второго. Он назвал ложью замечание автора о том, что когда полыхает огонь, пожарные команды стоят в стороне, вместо того, чтобы помогать людям. Редакция «на всякий случай» отправила своего сотрудника в зарубежную командировку, где он пробыл довольно долго.
За время поездки Лесков побывал в Праге, Гродно, Париже и ряде других городов Европы. Результатом этих путешествий в дальнейшем стала целая серия публикаций.
В начале 60-х Лесков дебютировал и как писатель: выходят его первые рассказы и повести «Овцебык», «Разбойники», «Житие одной бабы», «Язвительный».
В 1864 году вышел его роман «Некуда» о коммунах нигилистов как противоположности традиционным семейным ценностям. Он вышел под именем Стебницкого. Но репутация этого псевдонима уже была подмочена. Кроме того, сатирой «Некуда» Лесков настроил против себя и демократов, и революционеров-подпольщиков. Его обвинили в том, что роман будто бы писался по заказу Третьего отделения. После этого Лесков, точнее, Стебницкий, стал автором нерукопожатным, он попал в своего рода творческую изоляцию.
В 1864 году вышла его повесть «Леди Макбет Мценского уезда», сейчас – пожалуй, самая известная повесть Николая Лескова, в которой он исследует тёмные стороны человеческой души на примере купеческой жизни российской провинции.
Главная героиня, Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена, ведущая безбедную, но очень скучную жизнь со своим пожилым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у них нет, свёкор постоянно попрекает её бездетностью. Жизнь героини меняется с появлением нового приказчика Сергея. Между ними вспыхивает страстный роман.
Первоначально произведение было опубликовано в журнале «Эпоха» под псевдонимом М. Стебницкий с подзаголовком «Очерк». Лесков намеренно выбрал жанр очерка, подчеркивая документальную основу повествования – писатель утверждал, что в основу сюжета легло реальное уголовное дело, с которым он познакомился в Орловской губернии.
В 1871 году писатель выпустил своего рода продолжение «Никуда», роман «На ножах» (1871), в котором показал нигилистов (точнее, мошенников, прикрывающихся их идеями) беспринципными людьми.
Николай Семенович часто делал героями своих произведений людей из духовной среды. Так, он написал роман «Соборяне», родившийся из ряда его очерков и увидевший свет в 1872.
Ещё одно важное произведение в его творчестве – повесть «Очарованный странник», которая изначально задумывалась как часть цикла рассказов о праведниках.
История создания произведения тесно связана с путешествиями Лескова по России. Во время своих поездок он встречал множество удивительных людей, чьи судьбы и характеры впоследствии легли в основу образа главного героя – Ивана Флягина. Первоначально повесть публиковалась в газете «Русский мир» по частям под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».
«Очарованный странник» вызвал противоречивые отклики критики. Многие не поняли новаторского характера произведения, необычности его формы, переосмысливающей «житийный» формат. Однако со временем повесть была признана одним из лучших произведений Лескова.
В 1881 году был опубликован сказ «Левша». Первоначально – в журнале «Русь» под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» с подзаголовком “цеховая легенда”. Лесков утверждал, что услышал эту историю от старого оружейника в Туле, однако исследователи считают это авторской мистификацией, характерным для писателя приемом.
В основу произведения легли несколько источников. Во-первых, реальные исторические события – поездка Александра I в Англию в 1815 году. Во-вторых, народные предания о тульских мастерах. Также Лесков использовал свои наблюдения за жизнью и бытом оружейников, собранные во время посещения Тулы.
В сюжетном отношении «Левша» представляет собой историю о тульском мастере, сумевшем подковать английскую стальную блоху. Однако за внешне простым сюжетом скрывается глубокое содержание: размышления о судьбе русского народа, о взаимоотношениях России и Запада, о таланте русских мастеров.
После публикации сказ вызвал неоднозначную реакцию. Некоторые критики увидели в нем лишь занимательную историю, другие – острую социальную сатиру. Сам Лесков подчеркивал, что его произведение – это прежде всего рассказ о талантливом русском народе, его судьбе и характере.
Всего на счету писателя более сотни литературных работ. Многие книги в дальнейшем были экранизированы или стали основой для театральных постановок. Это, например, «Леди Макбет…», по которой был снят не один фильм или телеспектакль. По этой же повести Дмитрий Шостакович написал одноименную оперу, а позднее Родион Щедрин по мотивам того же произведения Лескова сочинил музыкальную драму в девяти частях.
Ключевые мотивы творчества
В творчестве Николая Семёновича Лескова прослеживается несколько ключевых мотивов, которые красной нитью проходят через всё его литературное наследие. Центральное место занимает тема праведничества – писатель настойчиво искал и изображал людей высокой нравственности, живущих по совести вопреки всем жизненным обстоятельствам. Эти герои, подобно Ивану Флягину из «Очарованного странника» или главному герою «Однодума», воплощают лучшие черты русского национального характера.
Особое внимание Лесков уделял изображению самобытности русского человека, его талантов и духовной силы. Писатель виртуозно использовал сказовую манеру повествования, что особенно ярко проявилось в «Левше», где через призму народного сказа раскрыл тему русского мастерства и таланта. При этом Лесков не идеализировал действительность – в его произведениях присутствует острая социальная критика, разоблачение чиновничьего произвола и религиозного фанатизма.
Значительное место в творчестве писателя занимают женские образы и судьбы. Героини Лескова часто оказываются в центре трагических историй, в которых личная драма переплетается с социальными проблемами. Писатель глубоко сочувствовал женщинам, страдавшим от общественного угнетения и несправедливости.
Религиозно-философские искания также составляют важную часть творчества Лескова. Он много размышлял о вере, церкви и истинной духовности, часто критикуя формальную церковность и лицемерие. При этом писатель не отрицал значимость веры, а искал её подлинное воплощение в жизни простых людей.
У автора было неоднозначное отношение к тому, что творилось в церковной среде. В этих вопросах на взгляды Лескова во многом повлиял Лев Толстой: писатели сблизились в конце 1880-х. Лесков часто высмеивал пороки священнослужителей, за что его уволили из Министерства просвещения, где он одно время служил.
Когда в конце восьмидесятых начался выход собрания сочинений Николая Семеновича на десять томов, к слову, позволивший писателю улучшить материальное положение, выход шестого тома задержала цензура – как раз из-за «церковной» тематики. После того, как в книгу внесли изменения, книга вышла, но у Лескова случился сердечный приступ прямо на лестнице типографии, когда он узнал о действиях цензоров.
Все эти мотивы в творчестве Лескова тесно переплетаются, создавая многогранную картину русской жизни XIX века, где главным героем становится человек с его нравственными исканиями, талантами и противоречиями. Писатель создал особый художественный мир, в котором соединились народная мудрость, острая наблюдательность и глубокое понимание человеческой души.
Личная жизнь Николая Лескова
Узами брака Лесков связал себя с Ольгой Смирновой, девушкой из семьи киевского купца младше на три года. Они обвенчались в апреле 1853 года. Сын супругов, Дмитрий, родился в конце декабря 1854 года и умер в младенчестве. Через полтора года у Лесковых родилась дочь Вера (в замужестве взяла фамилию Нога, умерла в 1918 году в Петрограде).
Ребенок не принес в их отношения счастья. Между мужем и женой было множество разногласий, обострившихся из-за того, что Лесков намеревался идти по пути журналиста и писателя. Ольга была возмущена, ведь она выходила замуж за молодого перспективного чиновника! Коллеги Лескова не раз становились свидетелями сцен, которые жена устраивала писателю прямо в редакции.
Вскоре после переезда Лескова в Петербург, что поставило точку в их отношениях, Ольга разорилась: банк, в котором она хранила оставшееся от отца наследство, лопнул. К пятидесяти годам у неё обнаружили психическое заболевание, она попала в знаменитую петербуржскую психлечебницу на Пряжке, где провела ещё тридцать лет, прежде чем уйти из жизни.
В 1865 году Лесков полюбил Екатерину Бубнову, в девичестве Савицкую, «женщину с прошлым», растившую четверых детей. Лесков и Бубнова жили в фактическом браке, так как перед лицом церкви оба оставались несвободными.
Отношения продлились двенадцать лет. В июле 1866 года у пары появился общий сын Андрей, получивший имя в честь героя романа «Война и мир», который так любила его мать. После расставания Бубновой и Лескова сын остался с отцом.
Оставшиеся годы писатель провел в статусе одинокого мужчины.
Андрей Николаевич Лесков сделал карьеру военного, став генералом. Он стал главным биографом отца, бережно хранил архив с его творчеством.
В свою очередь, сын Андрея, Юрий, дипломат, после революции с семьей перебрался во Францию. А уже его дочь, правнучка Николая Лескова, Татьяна, стала балериной и как педагог этого искусства сыграла большую роль в развитии балета в Бразилии.
Любопытно, что Николай Лесков являлся сторонником вегетарианства. Благодаря призыву литератора в России была издана поваренная книга для вегетарианцев. В издании были представлены рецепты более восьмисот блюд и напитков так называемого «безубойного питания».
Смерть
В последние годы жизни литератор страдал от астмы. 5 марта 1895 года (по новому стилю) после очередного такого приступа он ушёл из жизни.
Похоронен Николай лесков в Петербурге, на Волковском кладбище, в специальной секции «Литераторские мостки». Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49
Марина Веселенко редактор
Источник: uznayvse.ru