Publisher Theme
Art is not a luxury, but a necessity.

Николай Рерих

0 0

Николай Рерих

6.1 Обсудить Имя: Николай Рерих (Nikolai Rerikh) Отчество: Константинович Кто такой: художник День рождения: 9 октября 1874 Место рождения: Санкт-Петербург Дата смерти: 13 декабря 1947 (73 года) Причина смерти: узнать естественные причины Где похоронен: узнать кремирован, прах развеян в деревне Куллу, Индия Знак Зодиака: Весы (характеристика) Восточный гороскоп: Собака

Биография Николая Рериха

Николай Рерих известен как русский художник, автор огромного числа полотен, в том числе пейзажей: «Гонец», «Заморские гости», «Сокровища ангелов», «Твердыни стен» и многих других. Кроме того, он прославился как сценограф и путешественник, создатель договора о защите культурных ценностей, получившего название «Пакт Рериха».

Николай Рерих

Николай Рерих

Детство

Родом Николай Рерих был из Петербурга, появился на свет в 9 октябре 1874 года в дворянской семье. Фамилия художника имеет скандинавские корни и означает «богатый славой». Его предки прибыли в Россию во времена Петра Первого. Хотя некоторые исследователи биографии Рериха утверждают, что его род происходит из прибалтийских немцев.

Мать Николая – Мария Васильевна Рерих, в девичестве Калашникова. Отец — Константин Федорович Рерих, получил юридическое образование и работал нотариусом. Его приёмный кабинет располагался в том же доме, где жила семья.

Будущий художник рос со старшей сестрой Лидией и с младшими братьями Владимиром и Борисом. Вместе с ними жил и Фёдор Иванович, дедушка Николая по отцовской линии, обладатель коллекции масонских символов. Он оказался долгожителем и умер в возрасте ста пяти лет.

Лето Рерихи проводили под Петербургом, в деревне под названием Извара, где глава семьи приобрёл усадьбу за два года до рождения старшего сына (сейчас в ней работает музей имени Николая Рериха).

С этим местом у Николая было связано много прекрасных воспоминаний. Изварский быт и пейзажи во многом повлияли на мировоззрение Рериха, нашедшее отражение в его исследовательской деятельности и творчестве.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, он поступил в частную гимназию Карла Мая, где до шестого класса обучение проходило на немецком языке. Опытный педагог быстро рассмотрел задатки ребенка и вынес вердикт: «Будет профессором».

И действительно, Николай проявлял себя как разносторонняя личность: интересовался историей, живописью, путешествиями, театром, литературой, лингвистикой и археологией.

Последняя привлекла внимание гимназиста, когда в Извару приехал известный археолог Лев Ивановский, проводивший исследования в окрестностях – рпядом с деревней было множество древних курганов. Видя интерес мальчика к раскопкам, историк начал брать его с собой.

Реализовать интерес к театру юный Рерих мог с помощью игрушечной сцены, на которой он делал эксперименты благодаря готовым вырезанным картинкам и созданным собственными руками. Кроме того, с помощью свечей и цветной бумаги мальчик добивался световых эффектов.

Он любил записывать народные сказы и былины, многие из которых настолько врезались в его память, что художник мог процитировать их и на склоне лет.

Кроме того, Николай с увлечение собирал гербарии, коллекционировал минералы. В 13 лет он получил разрешение на собирание птичьих яиц с научными целями и после этого написал работу о классификации пернатых, обитавших в Петербургской губернии, по отрядам и семьям. Юный Рерих писал рассказы о природе, которые публиковались в журналах.

В здешних лесах отец учил сыновей охотничьим премудростям. Благодаря охоте Николай, от природы довольно болезненный мальчик, окреп физически и духовно. Этти походы позволили ему приобрести навыки, которые затем пригодились ему в экспедициях.

К окончанию гимназии Николай уже четко понимал, что из огромного пласта интересов ближе всего ему живопись и археология. В то же время отец видел в нём будущего юриста, продолжателя его собственного дела. Чтобы не отрекаться от собственных желаний и в то же время не противоречить планам отца, юноша начал одновременно учиться на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и в художественном училище при Академии художеств. К окончанию учебы он удачно совместил в дипломной работе для Университета обе специальности – написал труд о правовом положении художников Древней Руси.

Творческий путь

В 1895 году Николай Рерих начал заниматься в художественной студии Архипа Куинджи. В этот период он наладил контакты с яркими представителями культурной среды своего времени, в том числе с Ильей Репиным и Сергеем Дягилевым.

В 1897 году Рерих завершил художественное образование с дипломной картиной «Гонец», вдохновлённой древнерусской историей. Позже её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.

Еще студентом Рерих вошел в Русское археологическое общество, а с 1898 года сотрудничал с археологическим институтом Петербурга: руководил студенческими археологическими раскопками, читал лекции по художественной технике в применении к археологии и занимался составлением губернской археологической карты.

В то время он принимал участие в многочисленных раскопках не только в окрестностях столицы, но и в районе Твери, Смоленска, Ярославля.

Рерих оказался первооткрывателем погребального комплекса води — малочисленного финно-угорского народа, в древности проживавшего на территории Петербургской губернии. Позднее Николай Константинович обнаружил неолитические стоянки на Валдае.

Стремление больше узнать о памятниках старины заставило Рериха много путешествовать по стране. В начале 1900-х он совершил длительное путешествие, посетив более сорока древних городов с их удивительными архитектурными объектами.

Художником двигало не только желание возродить русское искусство. Все узнанное и увиденное находило отражение в его собственном творчестве. Он писал картины на историческую тематику, занимался созданием эскизов фресок и мозаики. В качестве художника-декоратора участвовал в подготовке театральных постановок: «Снегурочка», «Валькирия» и ряда других.

В 1906 года Рерих стал руководителем Школы, основанной Императорским обществом поощрения художеств. На поприще директор Николай Константинович проявлял себя и как педагог, и как талантливый администратор.

Он организовал здесь музей русского искусства, а также ряд мастерских, например, по иконописи, фарфору и керамике, сделал частью учебной программы лекции по зодчеству и древнерусскому искусству. При директорстве Рериха в школе стало больше классов, в ученики отныне принимали женщин.

Николай Константинович принимал участие в выставках, в том числе зарубежных. Картины художника пополняли коллекции многих европейских музеев. В нулевые годы двадцатого века Рерих считался одним из наиболее популярных русских художников во Франции. В 1909 Рерих он стал академиком Российской академии художеств.

Между тем, интерес его не ограничивался лишь тематикой русской старины. В начале двадцатого века Рерих заинтересовался индийской и японской культурой, начал изучать философию Востока, знакомиться с трудами индийских мыслителей. Он искал общность индийской и русской культур, планируя экспедицию в Индию с этой целью.

В 1916 году художник сильно заболел: воспаление лёгких протекало в острой форме, и врачи посоветовали ему на время переехать в Финляндию. Николай Константинович с семьёй поселился в Сортавале, в доме у Ладожского озера и действительно пошёл на поправку. Но грянула Октябрьская революция, граница с Россией оказалась закрыта, и он не смог вернуться на родину – поворотный момент в судьбе художника.

В Европе

В Финляндии, Рерих продолжал активно работать — писал картины, принимал участие в выставках: в Выборге, Стокгольме, Хельсинки. В Скандинавии его работы принимали тепло. Писатель Леонид Андреев так отзывался о работах Рериха:

Это не тот мрачный Север художников-реалистов – здесь начало жизни и света, здесь колыбель мудрости и священных слов о Боге и человеке, об их вечной любви и вечной борьбе.

Помимо этого, занимался и литературным творчеством, в том числе и поэтическим. В это время была написана большая часть его стихов для будущего сборника «Цветы Мории», повесть «Пламя», пьеса «Милосердие». Рерих пишет статьи с размышлениями о текущих событиях: «Единство», «Духотворчество», «Русское искусство».

Большевиков Рерих не принял, стал одним из организаторов кампании против советской власти, руководил Скандинавским Обществом помощи Российскому воину. Общество, в частности, финансировало войска генерала Юденича.

Всё это время художник не оставлял мечты поехать в Индию. В 1919 году он прибыл в Лондон, намереваясь отравиться на полуостров Индостан. Из-за трудностей с финансированием ему пришлось задержаться. Благодаря такому повороту Рерих согласился на предложение Сергея Дягилева заняться оформлением художественного пространства для опер на музыку Мусоргского и Бородина, которые планировалось поставить в Лондоне. В это же время в Лондоне и в Уортинге прошли выставки его картин.

Считается, что именно в Великобритании Николай Константинович и его жена Елена впервые встретились со своим будущим духовным учителем Махатмой Востока. Тогда же появились зачатки Агни-йоги – философского учения Рерихов на стыке западной и восточной культур.

В 1921 году руководство Чикагского института искусств прислало художнику предложение поучаствовать в масштабном выставочном турне в США. Николай Константинович отправился за океан.

В США

Под занавес 1920 года в Нью-Йорке открылась первая персональная выставка Николая Рериха. После этого с его творчеством познакомились жители почти тридцати крупных городов Америки. Выставки проходили с большим успехом.

Сам же Рерих воспользовался возможностью побывать в разных штатах и познакомиться с жизнью американцев. Полученные впечатления дали ему пищу для новых творений. Самыми яркими работами «американского периода» считаются сюита «Мечта мудрости», состоящая из восьми картин, серии «Аризона», «Нью-Мексика», «Океан», «Монхеган».

Тематикой его картин в это время становилась не только американская действительность. В США он создал серию работ о жизни русских святых «Святые».

Считая искусство связующей силой, не зависимой от национальностей и границ, Рерих основал в Чикаго Институт объединенных искусств. При его участии здесь был организован международный культурный центр, издательство и ряд коммерческих предприятий.

В тот период он познакомился с брокером из Нью-Йорка Льюисом Хорошем. Предприниматель был впечатлён личностью Рериха, долгое время находился под его влиянием и становился инвестором многих проектов художника. Так, на деньги бизнесмена в 1925 году было построено 29-этажное здание, на двух нижних этажах которого обосновались Музей Рериха и Институт объединенных искусств.

Брокер также финансировал экспедиции Николая Константиновича. Впрочем, далеко не все совместные проекты Хороша и Рериха были удачны, что в конце концов привело к разрыву отношений деловых партнеров и падению положительного имиджа художника в глазах американского правительства и прессы.

Между тем, в 1923 году Рерих покинул Штаты, отправился в Париж, а оттуда – в столь манящую его Индию.

Экспедиции

В Индии Рерих подготовился к продолжительной экспедиции в Центральную Азию. Путешествие началось в 1925 году. Маршрут проходил через Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет.

В пути проводились археологические и этнографические исследования. У Рериха появились фольклорные и лингвистические материалы и другая информация, которая была впоследствии использована для книг и картин.

Формально экспедиция считалась американской. В то же время, как объяснял сам Николай Константинович, по статусу она была дипломатической. Ее участники представляли так называемых западных буддистов.

В рамках подготовки также были созданы корпорации, силами которых предполагалось наладить деловое сотрудничество с СССР для разработки месторождений. В этом предприятии не обошлось без скандала. В 1927 году тибетские власти с подачи британской разведки задержали Рериха и его людей людьми недалеко от города Лхаса. «Заминка» в путешествии растянулась почти на полгода. Так и не добившись разрешения попасть в Лхасу, Рерих вернулся в Индию.

В дальнейшем вокруг этой истории ходило множество слухов. Некоторые биографы художника утверждали, что на самом деле деньги на поездку в Центральную Азию выделила советская разведка, а сам Рерих являлся агентом ОГПУ. Еще одна версия гласила, что истинной причиной похода художника было его желание найти мифическую страну Шамбалу.

Уже в середине 30-х Николай Константинович предпринял еще одно масштабное путешествие. Это была так называемая Маньчжурская экспедиция, также организованная на американские деньги. В рамках поездки были собраны семена растений, способствующих укреплению почвы.

Пакт Рериха

В 1928 году Николай Константинович стал автором первого международного договора о защите культурных ценностей, вошедший в историю как Пакт Рериха. Суть его заключалась в том, чтобы юридически поставить в приоритет защиту объектов культуры без ссылок на военную необходимость в их уничтожении или повреждении.

Документ одобрили многие известные ученые и деятели культуры, а также комитет по делам музеев при Лиге Наций, Панамериканский союз.

За инициативу создания договора Рерих выдвигался на Нобелевскую премию мира, но не получил.

Личная жизнь Николая Рериха

Женой Николая Рериха стала Елена Шапошникова. Познакомились будущие супруги в Бологом в 1899 году и поженились спустя два года, несмотря на то, что родственники Елены этот союз не одобряли.

Тем не менее, брак Николая и Елены оказался прочным. Супруги не только искренне любили друг друга – их объединяли общие взгляды и творческие проекты.

У пары родились двое детей — сыновья Юрий (1902-1960) и Святослав (1904-1993). Юрий сделал карьеру ученого-востоковеда, а Святослав стал известным художником.

Смерть

Последние двенадцать лет своей жизни Николай Рерих прожил в Индии. За эти годы он написал огромное количество картин, книг и очерков, в том числе сотни пейзажей Гималаев.

В то же время Рерих не забывал о родине. В годы Великой Отечественной он направлял средства, вырученные от выставок и продажи картин, направлял на помощь советской армии.

Много лет художник пытался вернуться на родину, отправлял письма, но отклика в со стороны советского руководства не было. В последний раз попытку получить разрешение вернуться домой Николай Константинович предпринял в 1947 году. Об очередном отказе в визе он так и не узнал. 13 декабря 73-летний художник ушёл из жизни в гималайском селении под названием Наггар. Там, в деревне Куллу, его кремировали и развеяли прах. Узнай Всё Санкт-Петербург 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49

Николай Рерих

Николай Рерих

Марина Веселенко редактор

Источник: uznayvse.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.