Сергей Гущин
Гущин Сергей Анатольевич (Sergey Gushchin) — предприниматель, заложивший новые стандарты в российской транспортной отрасли. За четверть века он построил несколько крупных логистических предприятий, каждый раз начиная с чистого листа и выстраивая эффективные бизнес-модели. В 2023-м завершил деятельность в РФ, переключившись на освоение потенциала мировой бизнес-арены.
Содержание:
Сергей Гущин. Биография и образование
Карьерный трек: начало
Гущин Сергей. Переход в частный сектор
Создание и масштабирование «Трансгаранта»
Сергей Анатольевич Гущин. Меняя стандарты транспортной отрасли
Текущая бизнес-активность на мировой арене
Гущин Сергей Анатольевич. Благотворительность
Сергей Гущин. Биография и образование
Гущин Сергей Анатольевич (28.04.1966 г. р.) родился и вырос в Воронеже. Трудолюбие ему привили с детства — он регулярно помогал родителям по хозяйству. В школьные годы погрузился в техническое творчество и спорт. Занятия в кружках радиотехники, авиа- и судомоделирования помогли развить инженерные навыки. Параллельно занимался боксом — тренировки и выезды в спортлагеря закалили характер, научив ответственности и умению достигать цели. Летние каникулы проводил в селе, где жила бабушка. Первые собственные деньги получил в старших классах — работая на заводе, производящем шины.
В 1981-м Гущин Сергей Анатольевич подал документы на поступление в Воронежский монтажный техникум. В ходе обучения освоил принципы проектирования и обслуживания систем, обеспечивающих бесперебойную работу технологического оборудования.
В 1999 году окончил вуз. Инженерную специальность получил в ВГТУ. Овладел комплексом знаний в области радиоэлектронных устройств. На следующем образовательном этапе Гущин Сергей изучил банковское дело, финансовый менеджмент и инвестиционный анализ в АНХ. Дипломированным специалистом по данному направлению стал 2001-м, в том же году прошел программу профпереподготовки, освоив практические аспекты управления компанией и методы повышения эффективности бизнеса.
Карьерный трек: начало
В 1987 году, следуя примеру отца, Сергей Гущин начал трудовую деятельность на заводе вычислительной техники. Стартовал с рядовой позиции. Молодой специалист устанавливал новую технику, проводил диагностику и выполнял ремонт копировальных машин. В те годы предприятие было монополистом в части обслуживания такого оборудования в Воронеже.
Среди организаций-клиентов, закрепленных за Гущиным Сергеем, были структуры ж/д сектора. Установленные на данном этапе деловые связи стали отправной точкой его бизнеса в транспортной отрасли: он приобрел первый коммерческий опыт.
Кроме того, будущий предприниматель повысил квалификацию на курсах в Латвии, где изучил тонкости работы с импортной техникой.
Гущин Сергей. Переход в частный сектор
На фоне развития кооперативного движения в Советском Союзе во второй половине 1980-х Гущин Сергей получил первые навыки частного предпринимательства. Все началось с заказа на ремонт копировального оборудования. За оказанную услугу клиент заплатил в полтора раза больше месячной зарплаты, которую начисляли молодому специалисту на заводе.
После второго похожего кейса принял решение открыть собственное дело — это был 1991 год. К тому моменту он изучил различную экономическую литературу, проанализировал принципы построения успешных компаний. Опыт работы и налаженные отношения с городскими организациями обеспечили стабильный поток клиентов.
В начале 1992-го бизнес Сергея Анатольевича Гущина получил официальный статус — предприниматель и его компаньон зарегистрировали компанию «Альфа-Сервис». На данном этапе был составлен устав, сформирован штат, подписаны договоры с клиентами и куплен служебный автомобиль.
Поворотный момент в развитии бизнеса наступил в 1995-м при сотрудничестве с «Юго-Восточной железной дорогой». Вместо платы за оборудование заказчик предложил тариф на ж/д перевозки. Это открыло новые перспективы. Именно так Гущин Сергей Анатольевич начал осваиваться в транспортной отрасли.
Следующий этап в карьере начался в 1996-м с приглашения от будущего ключевого бизнес-партнера присоединиться к созданию воронежского филиала «Петры» — компании, специализировавшейся на грузовых ж/д перевозках.
Высокая доходность нового направления — месячная зарплата равнялась годовому обороту «Альфа-Сервиса» — определила дальнейшую трудовую биографию Сергея Гущина. Он передал управление сервисным бизнесом компаньону и полностью переключился на железнодорожную логистику. Впоследствии расширил географию работы за пределы Воронежа.
К моменту прекращения деятельности «Петры» на ЮВЖД в кризисном 1998 году он успел создать фундамент собственного бизнеса.
Создание и масштабирование «Трансгаранта»
История «Трансгаранта» — одного из первопроходцев частного железнодорожного бизнеса в РФ — началась в 1997-м. В его основу лег единственный приобретенный актив (оператор грузовых вагонов), а Гущин занял пост гендиректора, который сохранял за собой до 2007 года. Первоначально созданная им в партнерстве с единомышленником компания концентрировалась на экспедиторской деятельности в пределах Юго-Восточной магистрали, выступая связующим звеном между грузоотправителями и ж/д и обеспечивая гарантии по оплате тарифов.
2000 год ознаменовался важным стратегическим решением — «Трансгарант» начал формировать собственный подвижной состав. Стартовав с приобретения и восстановления старых вагонов, предприятие постепенно создало современный многопрофильный парк.
Под началом Сергея Гущина компания развивала сотрудничество с крупными представителями российского промышленного сектора. Она обслуживала транспортные потребности игроков металлургической, химической, лесной и нефтяной отраслей.
Гущин Сергей Анатольевич развивал бизнес в ногу со временем, однако в некоторых направлениях даже опережал рынок. Так, до наступления эры массовой цифровизации «Трансгарант» уже использовал передовые технологии управления многотысячным парком вагонов. Это позволяло снижать издержки при одновременном повышении эффективности. Автоматизация процессов мониторинга увеличила производительность оператора в два раза.
В 2004-м началась серия стратегических сделок. Первой стала продажа половины акций «Трансгаранта» «Северстальтрансу». Позднее этот пакет был выкуплен основателями ж/д оператора и интегрирован в состав Группы FESCO, что вывело бизнес на новый уровень развития. Гущин вошел в руководство FESCO, взяв на себя ж/д направление.
Летом 2007 года «Трансгарант» расширил портфель услуг, организовав первую контейнерную перевозку. По итогам года компания продемонстрировала рост операционных показателей: увеличила грузооборот до 25,7 млрд тонно-километров и среднюю дальность перевозок, оптимизировала число порожних рейсов. К своему десятилетию бизнес располагал парком в 15 тысяч вагонов.
В 2009-м Гущин реализовал свою долю в FESCO, чтобы полностью посвятить себя созданию нового актива.
Сергей Анатольевич Гущин. Меняя стандарты транспортной отрасли
Создание Rail Garant в 2009-м стало результатом стратегического видения Гущина. Объединение имеющихся у деловых партнеров предприятий в единый холдинг позволило сформировать мощного игрока на рынке ж/д перевозок с парком в 35 тысяч единиц подвижного состава. Заняв место в пятерке ведущих операторов страны, актив не только развивал коммерческое направление, но и решал важные соцзадачи, обеспечивая стабильные поставки угля в регионы, где этот ресурс играл ключевую роль в энергетическом балансе.
Девятилетний период карьеры Гущина — с 2010 по 2019-й — был связан с развитием компании «Сервисный центр Транстелематика». В ней бизнесмен выступал в качестве сооснователя, акционера и главы совета директоров. Под его руководством структура эволюционировала от систем слежения за железнодорожными грузами до разработчика комплексных решений для пассажирского транспорта. Технологические разработки охватывали все аспекты управления парком: от мониторинга движения до автоматизации процессов, находя применение как в городской среде, так и в ж/д отрасли.
С 2018 года Гущин начал развивать экологическое направление в качестве совладельца компании «ЭкоЛайн», специализировавшейся на вывозе, сортировке и утилизации отходов. В 2020-м реализовал долю в предприятии.
2019-й ознаменовался разделением бизнеса между Гущиным Сергеем Анатольевичем и его деловым партнером. Сам он сфокусировался на развитии холдинговой компании «Рейл Сервис», создание которой началось еще в 2007-м со строительства первого вагоноремонтного завода. За годы развития структура масштабировалась до нескольких крупных производственных предприятий. Практически каждое из них создавалось с нуля.
Выход из совета директоров АО «Трансконтейнер» в октябре 2022-го — после полутора лет работы — стал для Гущина первым шагом к завершению деятельности в ж/д отрасли. Окончательную точку он поставил в ноябре 2023-го, продав свою долю в холдинге. С этого момента он не ведет бизнес в РФ.
Текущая бизнес-активность на мировой арене
2018-й стал годом выхода на международную бизнес-арену. Предприниматель переориентировал свои деловые интересы на развитие морского транспорта и реализацию инвестпроектов за рубежом.
Шиппинговая компания Гущина нацелена на создание новых транспортных коридоров, связывающих страны Азии, Африки и Ближнего Востока, параллельно содействует укреплению торговых связей с Индией.
Сергей Анатольевич Гущин переносит свой фирменный предпринимательский стиль, доказавший свою эффективность в России, на глобальный уровень, разрабатывая с чистого листа результативные бизнес-модели в различных государствах.
Гущин Сергей Анатольевич. Благотворительность
Сергей Анатольевич Гущин убежден, что бизнес должен не только приносить прибыль, но и служить обществу, помогая тем, кто в этом нуждается. Предприниматель оказывает адресную помощь семьям с низким доходом, людям с инвалидностью и другим незащищенными слоями населения, стремясь повысить качество их жизни и дать им шанс на лучшее будущее.
Источник: svpressa.ru