Publisher Theme
Art is not a luxury, but a necessity.

Сергей Никитин

0 0

Сергей Никитин

6.8 Обсудить Имя: Сергей Никитин (Sergey Nikitin) Отчество: Яковлевич Кто такой: музыкант, певец День рождения: 8 марта 1944 (80 лет) Место рождения: Москва Семейное положение: женат на Татьяна Никитина Знак Зодиака: Рыбы (характеристика) Восточный гороскоп: Обезьяна

Биография Сергея Никитина

Сергей Никитин – популярный советский и российский бард-исполнитель, композитор, кандидат физико-математических наук. Его песни знают и любят разные поколения, поскольку они наполнены необычайным лиризмом и затрагивают самые потаенные уголки души. В их числе – «Александра», «Со мною вот что происходит», «Когда мы были молодые».

Сам Никитин однажды сказал: «Мне кажется, что пение – высшее проявление человеческой души. А авторская песня – кратчайший и наиболее эффективный способ найти путь от души к душе, от сердца к сердцу».

Сергей Никитин

Бард-исполнитель Сергей Никитин

Детство, юность, семья

Сергей родился весной 1944 года в семье москвичей Якова и Веры Никитиных из Москвы и стал младшим из троих детей. Его старшие сестры Людмила и Клара родились до начала Великой Отечественной войны. Еще одна сестра умерла в младенчестве, не прожив и года.

Отец, Яков Григорьевич, был сотрудником органов госбезопасности – НКВД, МГБ СССР, дослужился до звания полковника. В конце сороковых – начале пятидесятых возглавлял Высшую школу МГБ СССР, был уволен по болезни. Мама, Вера Сергеевна, занималась домом и воспитанием детей.

Вспоминая свое детство и увлечение игрой на гитаре, Сергей Яковлевич рассказывал в одном из интервью:

Сколько себя помню, я всегда пел: насвистывал, наигрывал. Отец показал мне несколько приемов игры на гитаре и балалайке. К сожалению, он умер, когда мне было всего 12 лет. А уже в 14 я взял в руки семиструнную гитару, чтобы петь Булата Окуджаву. Других [гитар] тогда и не было. Еще не было никаких «битлов», шестиструнная гитара являлась инструментом академическим, для серьезных консерваторских музыкантов. А «дворовым» инструментом была семиструнка, под которую пели песни Петра Лещенко. А фильм «Весна на Заречной улице», где Николай Рыбников пел «человеческим» голосом, вообще стал для нас революцией… Потом появились Окуджава, Городницкий, Визбор, Высоцкий, Кукин. И все они играли на семиструнных гитарах.

Сергею всегда были рады в любой компании: он со своей семистрункой задавал тон, создавал настроение. Несмотря на это, в десятом классе юноша по примеру старшей сестры решил получить «серьезное» образование и поступить в Московский авиационный институт. Но в МГУ экзамены были на месяц раньше, так что Никитин предпринял попытку поступить на физический факультет и преуспел.

Гитару Сергей не забросил, начал писать музыку на стихи русских и зарубежных поэтов. В его репертуаре были песни на стихи Уильяма Шекспира, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Геннадия Шпаликова.

Он был активным участником агитбригады физфака, а вскоре организовал в её рамках квартет, а затем и квинтет.

Первая песня, написанная Никитиным еще на первом курсе на слова поэта Иосифа Уткина, называлась «Ночь и снег, и путь далек…» (другое название – «В дороге»).

Творчество при этом не мешало юноше прекрасно учиться. Еще в ранних своих интервью Сергей говорил, что ему становилось смешно, когда начали противопоставлять физиков лирикам:

Откровенно говоря, меня всегда корёжит, когда используют этот штамп. На самом деле, никакого противоречия между физиками и лириками, с моей точки зрения, нет, а есть просто две половины мозга человека. Правая половина, как известно, отвечает за иррациональное, художественное — другими словами, за лирику. Левая — за рациональное — за физику, математику. Смена деятельности, переключение с «физики на лирику» и наоборот, помогает отдыхать то одной половине мозга, то другой. Поэтому сочетание двух столь разных видов деятельности лишь улучшает работу каждого полушария. Это естественное и очень полезное сочетание.

Даже дипломная работа Никитина была связана с музыкой и называлась «Роль временной огибающей в процессе распространения звука». Натолкнула его на мысль соединить «физику и лирику» воедино книга Абрама Моля «Теория информации и эстетическое восприятие».

В 1968 году Сергей окончил вуз, защитил кандидатский минимум, работал научным сотрудником Института органической химии АН СССР, затем в Институте биологической физики той же Академии наук.

Музыкальная карьера

Первый творческий проект Никитина – студенческий квартет физического факультета – включал в себя, помимо него, Сергея Смирнова, Бориса Геллера и Алексея Монахова, которого позже сменил Вадим Хаит.

Упор делался на авторские стихи студентов-физиков, к примеру, Сергея Крылова и Валерия Миляева. Первый даже стал автором «визитной карточки» квартета – песни «Зимняя сказка». Также ребята исполняли композиции Александра Дулова, Юлия Кима, Александра Городницкого.

В 1968 году Никитин пригласил в коллектив свою невестку Татьяну Садыкову, и квартет стал квинтетом, причем состав сменился полностью: на место бывших участников пришли Владимир Улин, Николай Туркин, Кармен Сантакреу.

Первые выступления запомнились зрителям песнями «Сентиментальный марш» (автор стихов Булат Окуджава), «Я вас люблю, мои дожди» (автор текста Вадим Егоров), «Амазонка» (Редьярд Киплинг). В 1972 году коллектив выступил на Берлинском международном фестивале политической песни и стал его лауреатом.

В 1976 году квинтет распался, Сергей и Татьяна стали выступать дуэтом. Они гастролировали не только по Советскому Союзу, но и за рубежом, были участниками многочисленных фестивалей авторской песни, не единожды становились их лауреатами.

В одной из зарубежных поездок пара познакомилась со знаменитым французским дирижером и композитором Полем Мориа. Того настолько впечатлил их репертуар, что одну из песен – «Под музыку Вивальди» на стихи Виктора Берковского, он записал в инструментальной версии и включил её в один из своих альбомов.

Затем артисты стали постоянными членами жюри Грушинского фестиваля бардов. Довольно долго оба совмещали занятия наукой и творчество, но в начале девяностых окончательно выбрали сценическую деятельность.

В 1995 году Сергей Яковлевич стал заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, а спустя два года дуэт был удостоен престижной Царскосельской художественной премии.

Много песен барды пели для детей: Сергей создавал музыку на детские стихи Юнны Мориц. Особенную популярность завоевала композиция «Ежик резиновый». Помимо песен композитор регулярно устраивал для ребят и их родителей «Никитинские встречи», куда приглашал известных людей. Свою позицию и для чего он это делает, объяснял так:

Если наших детей оставить наедине с телевизором и компьютером, то из них вырастут иваны непомнящие своего родства. Это грозит потерей национальной идентичности, извините за пафос. Потому что человек, с детства не приученный к нормальному человеческому общению, не почувствовавший цену человеческой жизни, становится опасным для общества. Для него поднять руку на другого человека как пристрелить кого-нибудь в компьютерной игре. Поэтому мы должны «окучивать» детей, пытаться делать из них «человеков». На наших встречах мы этим и занимаемся. Дети поют хорошие, добрые песни, общаются с известными писателями, музыкантами.

За время творческой деятельности артисты создали немало интересных концертных программ, в числе которых «Под музыку Вивальди», «Неподведенные итоги». Никитин Участвовал в проекте «Песни нашего века».

В начале 2022 года супруги выпустили последний на сегодняшний день альбом под названием «Как хорошо мы плохо жили» на стихи Бориса Рыжего, который создавался в течение десяти лет всей семьей.

Карьера в театре и кино

В 1967 году Никитин впервые выступил как актер и композитор в спектакле Петра Фоменко «Вечер Михаила Светлова, или Человек, похожий на самого себя». С тех пор барда и режиссера связали дружеские отношения, он часто говорил, что именно Фоменко первым привил ему любовь к театральным постановкам.

Через год к спектаклю Фоменко «Татьянин день, Или Руси есть веселие питие» Никитин написал музыку вместе с Юлием Кимом. В 1975 году голосом Сергея «запел» Андрей Мягков в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!». Артист вспоминал:

«Если у вас нету тети», «Я спросил у ясеня», «Со мною вот что происходит», «Никого не будет в доме»… Микаэл Таривердиев с Рязановым выбрали меня потому, что им нужен был именно непрофессиональный певец. Ведь надо было спеть за главного героя – не вокалиста, а врача-хирурга Женю Лукашина. Работа шла так: в студии я с гитарой у микрофона, а Таривердиев и Рязанов за стеклом, в операторской.

Еще один фильм, к которому Никитин вместе с поэтом Дмитрием Сухаревым написал песню «Александра» – оскароносная лирическая картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Пел Сергей Яковлевич и в таких фильмах как «Золотая речка», «Пропавшая экспедиция», «Пять вечеров», «Забытая мелодия для флейты», «Тихие омуты». Также вместе с супругой он участвовал в создании мультипликационных фильмов – «Сказка о потерянном времени», «Большой секрет для маленькой компании». Но театр вдохновлял его больше всего, он даже был несколько лет заведующим музыкальной частью Московского театра Олега Табакова.

Писал автор и на заказ:

…мы с Витей [Берковским,- прим.ред.uznayvse.ru] много писали “по заказу”, хотя это всегда было движением души. Мы написали музыку к спектаклю “Мэри Поппинс”, который в Москве, театре имени Ермоловой, прошел более 1000 раз. Для Центрального детского театра мы написали музыку к пионерскому мюзиклу “Коньки” — на стихи Сергея Михалкова. Помните: “Шел трамвай десятый номер…” или “А что у вас?” Ну и одна из самых счастливых, что ли, наших совместных с Берковским работ — “Али-Баба и сорок разбойников”. Вениамин Смехов сочинил либретто и пригласил нас написать музыку к этому радиоспектаклю. В Советском Союзе пластинка с “Али-Бабой” вышла тиражом в два миллиона экземпляров. Работа над этим спектаклем, к сожалению, длилась всего один год. Это, без преувеличения, был год счастья.

Личная жизнь Сергея Никитина

В 1964 году на физическом факультете для первокурсников состоялся вечер-посвящение, на котором выступал Сергей. На юную Таню Садыкову он обратил внимание сразу, но подойти так и не решился. Вместе с друзьями он стал приходить в общежитие, где жила девушка, всеми силами пытался ей понравиться. Ребята устраивали сеансы телепатии, пели под гитару. Никитин почти всегда был заводилой и организатором вечеров.

Однажды он все же решился на объяснение, и оказалось, что Татьяне он тоже нравится. Еще до свадьбы он приехал в Душанбе, чтобы познакомиться с будущими родственниками. Родные Никитина приняли будущую невестку сразу, даже пятилетняя племянница Сергея, увидев Таню, сразу забралась ей на колени.

В 1971 году у пары родился единственный сын Александр. Он, в свою очередь, подарил родителям внучку Наталью и внука Данила. Семья живёт в США.

Знаменитая бардовская пара отметила золотую свадьбу в 2018 году. Как и во всякой семье, у них тоже были непростые ситуации. Но Никитины всегда были вместе и победили все трудности.

Сергей Никитин сейчас

Композитор и его жена живут в Нью-Йорке, куда они переехали после начала СВО. Никитин сочинил песню на стихи Евгении Беркович (в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга) под названием «Февраль».

Весной 2024 года имена Сергея Яковлевича и Татьяны Хашимовны появились в СМИ в связи с концертом в Черногории, который организовала Чулпан Хаматова. Никитины были указаны в афише наряду с другими участниками программы.

После этого в сети распространилась информация о том, что якобы средства от этого мероприятия пойдут на финансирование ВСУ. Никитины попросили убрать их имена с анонсов, а на своих страницах в соцсетях заявили:

Никогда не финансировали и не собирались этого делать. То, что пишут в соцсетях, — злонамеренная ложь и клевета.

Тем не менее, юбилейный концерт в Москве, приуроченный к 80-летию Сергея Никитина, на котором он должен был выступать вместе с супругой, отменили без объяснений.

Интересные факты

  • В молодости чета Никитиных очень любила бывать на турбазе Дома ученых, петь песни у костра в компании известных единомышленников. Вспоминая те годы, Сергей Никитин рассказывал:

    О, то были уникальные времена! Такого больше не повторить! Мы жили в палатках, но там были деревянные настилы, раскладушки – цивилизация, в общем. Компания была такая: Зиновий Гердт, Булат Окуджава, мы с Таней, ещё несколько пар. Мы объединились и построили кафе «Вечерний звон»… К нам присоединялись Ширвиндт с Державиным. Кстати, когда Зяме с Ширвиндтом выпадало дежурство по столовой, это был просто фейерверк! Случались, конечно, ещё схожие моменты на Грушинском фестивале, когда Юрий Визбор привёз нас туда в 74-м году. Нас поразило увиденное: эдакое мамаево войско – всюду костры, дымы, везде поют. Есть такая фотография, сделанная в шестом часу утра. Сидим у костра мы с Татьяной, Городницкий, Берковский, Визбор с уже помятыми лицами, и к нам тянется лес «удочек» – такими тогда были микрофоны!

  • По словам Никитина, как композитор он вырос на «трех китах» – классике (Бах, Чайковский, его любимый Рахманинов), джазе и русском фольклоре:

    В свое время я познакомился с Дмитрием Покровским, руководителем ансамбля народной музыки. Именно тогда я научился отличать истинный фольклор от ресторанной дешевки, от имитации. Ведь за русский фольклор частенько выдается некий коммерческий продукт, который не имеет никакого отношения к истинному фольклору… как есть истинный шансон, и есть его коммерческая имитация. Даже блатная песня может быть настоящим большим произведением, идущим от сути, от жизни. Такова, допустим, песня «Не печалься, любимая». Ведь многие блатные песни сочинили интеллигентные люди, попавшие под каток системы. Анатолий Жигулин, например: то, что он писал, истинно. Его песни отражают большую человеческую трагедию.

  • Однажды Сергей Никитин с друзьями были в глухой архангельской деревне. В их компании было два флейтиста — Таня Ларина и Володя Серов. В деревне Майдан Устьянского района артисты устроили ночной концерт просто в охотничьей избе:

    Электричества там не было, так что все проходило при свечах. А публика — публики было немного, человек пять–шесть, местные люди, в том числе пенсионерка Галя, которая проработала в местной больнице всю жизнь медсестрой. Когда мы ее встретили утром, она рассказала, что почти всю ночь не спала, и ей снились какие-то эпизоды из детства — весна была, птицы пели, ручьи журчали… Наши флейтисты играли из Моцарта, из Верди, и Галя наконец поняла, почему люди на концерты ходят — живая музыка совершенно по другому действует. Сравнить это с симфонической и камерной музыкой по телевизору, которую Галя иногда слушала, совершенно невозможно. Вы, говорит, вы просто вернули мою молодость. На этом концерте охотники, лесорубы сидели — и просто рты пооткрывали. Ну, и еще это все в такой волшебной обстановке было.

  • Важные события в жизни

  • 1962 год: начал писать музыку на стихи российских и зарубежных поэтов.
  • 1963 год: начал выступать в организованном им квартете физиков.
  • 1967 год: написал музыку для спектакля Петра Фоменко «Вечер Михаила Светлова, или Человек, похожий на самого себя».
  • 1968 год: женился на студентке Татьяне Садыковой. Организовал музыкальный квинтет, где пела и его жена.
  • 1971 год: родился сын Александр. Был научным сотрудником Института органической химии АН СССР.
  • 1972 год: квинтет стал лауреатом Берлинского международного фестиваля политической песни.
  • 1974 год: написал песни для фильма «Морские ворота».
  • 1975 год: стал исполнителем песен в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
  • 1976 год: написал музыку к спектаклю «Мэри Поппинс».
  • 1977 год: написал музыку и песни для фильма «Почти смешная история», к спектаклям «Коньки», «Большая докторская сказка».
  • 1978 год: стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
  • 1980 год: был научным сотрудником в Институте биологической физики АН СССР. Написал песню «Александра» для фильма «Москва слезам не верит».
  • 1981 год: выпущен альбом «Варшава – Москва».
  • 1986 год: выпущен альбом «Синий цвет».
  • 1987 год: заведовал музыкальной частью Московского театра Олега Табакова.
  • 1989 год: написал музыку к опере-водевилю «Предложение» («А чой-то ты во фраке?»).
  • 1992 год: вошел в Союз театральных деятелей РФ.
  • 1994 год: выпущены альбомы «Под музыку Вивальди», «Сергей Никитин. Избранное». Стал членом Всероссийского музыкального общества.
  • 1995 год: стал заслуженным деятелем искусств России.
  • 1996 год: выпущен альбом «Золотая Брич-Мулла».
  • 1997 год: выпущен альбом «Часовые любви». Стал вместе с женой лауреатом Царскосельской художественной премии.
  • 1998 год: выпущены альбомы «Времена не выбирают», «Девочка и пластилин».
  • 2000 год: выпущен альбом «Российские барды. Татьяна и Сергей Никитины».
  • 2002 год: выпущены альбомы «Черно-белое кино», «Ретро вдвоем» совместно с режиссером Петром Тодоровским. Открыт благотворительный Фонд Татьяны и Сергея Никитиных для помощи детям.
  • 2005 год: написал музыку к фильму-спектаклю «Али-Баба и сорок разбойников».
  • 2010 год: выпущены альбомы «И снова ретро вдвоем», «Ретро вдвоем-2».
  • 2012 год: выпущен альбом «Воссоздай, повтори, поверни…».
  • 2014 год: выпущен альбом с песнями для детей «Резиновый ежик».
  • 2017 год: гастролировал с концертными программами «Под музыку Вивальди», «Неподведенные итоги».
  • 2020 год: написал музыку к фильму «Всего одна жизнь».
  • 2022 год: выпустил альбом «Как хорошо мы плохо жили» на стихи Бориса Рыжего. Уехал с женой в США.
  • 2024 год: отменен юбилейный концерт в Москве.
  • Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49

    Сергей Никитин

    Сергей Никитин

    Полина Абдулова редактор

    Источник: uznayvse.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.