Татьяна Пилецкая
6.3
Обсудить Имя: Татьяна Пилецкая (Tatyana Piletskaya) Отчество: Львовна (Людвиговна) Кто такая: актриса День рождения: 2 июля 1928 (95 лет) Место рождения: Санкт-Петербург Рост: 167 см Знак Зодиака: Рак (характеристика) Восточный гороскоп: Дракон
Биография Татьяны Пилецкой
Татьяна Пилецкая – одна из самых аристократичных советских актрис, официально ставшая народной артисткой России лишь в самом конце ХХ века. Первая слава, а следом и горечь разочарования пришли к актрисе вместе с ролью Тани Огневой в фильме «Разные судьбы» (1956).
Достойно переживая периоды забвения в кинематографе, Пилецкая создала множество прекрасных образов на театральной сцене. В первую очередь известна как актриса петербургского театра «Балтийский дом» (до 1991 года «Ленком»).
Несмотря на почтенный возраст (в 2023 году артистка отметила 95-летие), она продолжает работать в кино и театре, радуя верных поклонников новыми ролями.
Актриса Татьяна Пилецкая
Детство, юность, семья
Татьяна родилась летом 1928 года в Ленинграде, в семье Людвига и Евгении Урлауб. У неё был старший брат Владимир (погиб в первый год Великой Отечественной войны).
Предками Пилецкой по линии отца были немцы, осевшие в России в XIX веке. Ее прапрапрабабушку Луизу Графемус-Кессених во времена войны с Наполеоном называли «второй Дуровой» – она была прусским офицером, уланом.
Татьяна Пилецкая с братом Другой знаменитый родственник актрисы – художник с баварскими корнями Егор Урлауб, друживший с Ильей Репиным. Крестным отцом девочки стал знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин.
Отец Татьяны, Людвиг Львович, был уважаемым в ленинградских научных кругах инженером-химиком и играл в народном театре. В их коммунальной квартире на Таврической улице часто гостили представители богемы и учёные. Татьяна Пилецкая – «Мой герой» Девочка училась балету в Вагановском училище, посещала драмкружок. Исполнила первые, детские роли в постановках «Снежная королева» и «Голубое или розовое».
Родители воспитывали детей в строгости, прививая им лучшие человеческие качества, в том числе скромность. Пилецкая вспоминала в одном из интервью:
Моя семья, мой папа, моя мама так нас воспитывали – не выпячивать себя. Даже в детстве, когда меня нарисовал известный художник, мой крестный Петров-Водкин (картина «Девочка с куклой», или «Портрет Татули», – прим.), а потом скульптор Александр Пахомов лепил с меня скульптурки «Балерина Пилецкая», они говорили: «Не гордись этим».
Юность актрисы, выпавшая на годы войны, была безрадостной. Её вместе с другими воспитанницами Вагановского училища эвакуировали на Урал, в село Полазна. Она делила комнату с 18 соседями, занималась в неотапливаемом доме культуры.
…В выпускном классе у меня была педагогом Марья Федоровна Романова, это мама Галины Улановой. Я ей говорила: «Марья Федоровна, я устала, не могу больше». А она мне: «Танечка, постой, отдохни». А потом опять: «Танечка, работать, работать». Поэтому, когда все тяжело достается, есть с чем сравнить.
Немецкое происхождение отца сыграло трагичную роль в его судьбе. В 1942 году его мобилизовали для работы в тылу – какое-то время он работал крановщиком в городе Добрянка. Но позже был репрессирован и сослан на поселение в Краснотурьинск, где жил до 1958 года. Домой он так и не вернулся, связав свою жизнь с другой женщиной.
После войны Татьяна и её мама вернулись в Ленинград, но столкнулись с новой угрозой – им грозила высылка. Этого удалось избежать, но девушка всё равно сменила отчество с Людвиговны на Львовну, а выйдя замуж в 18 лет, получила и новую фамилию – Пилецкая.
Татьяна Пилецкая в юности В 1945 году девушка окончила Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, а затем – студию Ленинградского БДТ имени Максима Горького.
Послевоенные годы были для них с матерью очень нелегкими. Жили бедно, голодно. Евгения Давидовна устроилась сторожем при военном ателье, Таня подрабатывала моделью и танцовщицей. Позже служила в Ленинградском театре Музкомедии. Также её зарегистрировали как актрису на «Ленфильме», и Пилецкая была рада даже малюсеньким эпизодам, которые давали возможность заработка.
Актёрская карьера
Дебют Пилецкой в кино состоялся в картине «Солистка балета», вышедшей на экраны в 1946 году. Появилась она и среди танцующих дам на балу в «Золушке», где впервые увидела своих кумиров – Фаину Раневскую, Василия Меркурьева, Эраста Гарина.
Татьяна Пилецкая в фильме «Золушка» Первая большая роль Пилецкой была не главной, но позволила актрисе заявить о себе. Это был фильм Григория Козинцева «Пирогов» (1947), где она сыграла одну из первых военных сестер милосердия, Дашу Севастопольскую.
А затем Татьяна почти на три года исчезла с экранов. Все дело было в замужестве: Пилецкая уехала за супругом, морским офицером Константином Пилецким, за Полярный круг.
Татьяна Пилецкая в фильме «Пирогов» Чтобы не сидеть без дела, она стала вести драмкружок, работала в Доме офицеров и на радио. Выросшая свершено в другой среде, она так и не смогла привыкнуть к новому статусу и очень скучала без любимого дела. Так что через год сурового северного быта Татьяна с маленькой дочкой вернулись в Ленинград.
Однажды актриса попала на концерт знаменитого Александра Вертинского. После выступления благодаря маминой подруге она была представлена мэтру. Вертинский, узнав, что Таня окончила хореографическое училище, заявил, что с такой внешностью просто необходимо сниматься в кино. Татьяна Пилецкая – интервью «Знаю, что сейчас снимается фильм «Княжна Мэри». Я считаю, что роль Веры только ваша, гаубчик мой», – картавя, произнес артист. Позже Пилецкая говорила, что может назвать его своим первым продюсером, поскольку Вертинский, взяв её фотографию, порекомендовал ее режиссеру Исидору Анненскому. Вскоре ее позвали в Москву на пробы и утвердили на одну из центральных ролей в экранизации романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».
Татьяна Пилецкая в фильме «Разные судьбы» Актриса произвела впечатление на Леонида Лукова, собиравшегося снимать фильм «Разные судьбы». Пилецкая, по мнению режиссера, идеально подходила на главную роль Огневой – ей даже не устраивали пробы. Вместе с ней на площадке работали Юлиан Панич, Лев Свердлин, Георгий Юматов.
Актриса настолько блестяще справилась с образом отрицательной героини, что едва не осталась без работы в дальнейшем. Пилецкая жаловалась:
Зритель ассоциировал меня с моей героиней Таней Огневой, девушкой расчетливой и эгоистичной. Приходили мешки писем, в которых меня ругали и критиковали. Меня спрашивали: «Как ты могла бросить такого парня?!» После фильма режиссеры не хотели меня снимать, мол, у актрисы «злые глаза». А ведь это был всего лишь киношный образ. Было обидно, конечно, главных ролей у меня до этого момента не было.
Лишь спустя два года тот же Леонид Луков пригласил Пилецкую на главную роль в военную драму «Олеко Дундич». После этого роли в кино ей доставались все реже и в основном эпизодические.
Татьяна Пилецкая в молодости В начале шестидесятых годов Татьяне вдруг предложили попробовать свои силы на сцене театра. Предложение, по словам Пилецкой, было неожиданным: её аристократическая внешность не вписывалась в востребованные типажи колхозниц или работниц фабрик. Однако к ней обратился сам директор Театра Ленинского комсомола.
…Какой театр? Я не драматическая актриса, у меня балетное образование, снимаюсь в кино. Но рискнула. В это время нужно было срочно заменить актрису в спектакле «Человек со звезды», сыграть в нем целых четыре роли! Сыграла. И сразу поехали на гастроли. Там наш главный режиссер Хомский сказал, что собирается ставить спектакль «Сирано де Бержерак» и мне предложит роль Роксаны. И вот Павел Осипович учил меня проживать роль, ходить по этой громадной сцене, говорить так, чтобы меня слышали в последнем ряду (никаких микрофонов!).
В этом театре актриса играла также Миледи в «Трех мушкетерах», Огудалову в «Бесприданице», Анну Андреевну в «Ревизоре». Изредка ее приглашали на съемки. Так, приму Александринки Надежду Самсонову она сыграла в исторической драме «Зеленая карета» (1967). Русскую аристократку Наталью Смирницкую сыграла в «Прощании с Петербургом» (1971), княгиню фон Веллергейм – в музыкальной картине «Сильва» (1981). Татьяна Пилецкая в фильме «Сильва» В 80-х и 90-х Пилецкая снималась мало. В 2000-х она запомнилась зрителям в эпизоде «Улиц разбитых фонарей» и в паре эпизодов «Хроник убойного отдела». В 2008 году Татьяна Львовна эффектно появилась в сериале «Каменская» (фильм «Имя потерпевшего – никто»), перевоплотившись в Софью Илларионовну, одинокую пожилую женщину с трудной судьбой.
Татьяна Пилецкая в сериале «Каменская» А в 2009 году актриса сыграла одну из главных ролей, бывшую балерину Павлу Головину, в пронзительной мелодраме Антона Сиверса «Вербное воскресенье». Пилецкая отмечала, что на съемочной площадке собралась потрясающая команда молодых актеров, с которыми ей работалось легко.
Татьяна Пилецкая в фильме «Вербное воскресенье» Зрители с воодушевлением приняли её роли в сериалах «Непридуманная жизнь» (2015) и «Алмазный эндшпиль» (2017). Пилецкая соглашалась и на небольшие роли, поскольку, как сама признавалась, очень любит слова «Мотор, начали!». Так, она снялась в фильмах Ренаты Литвиновой «Северный ветер» (Вечная Алиса), Дмитрия Сорокина «Скоро будет счастье» (Софья Красовская), исполнила главную роль в короткометражке о бывшей приме Мариинского театра «Па-де-де». Короткометражный фильм «Па-де-де» Но главные образы в эти годы Татьяна Пилецкая создавала на сцене театра. Она играла императриц Елизавету Петровну и Александру Федоровну в спектаклях «Ванька-Каин» и «Гришка Распутин», Нину Кармину в «Женитьбе Белугина», Эльзу Линдов в «Процессе». Яркой и запоминающейся стала ее Джулия Ламберт в постановке «Крепкий чай с бисквитным пирожным» (по роману Сомерсета Моэма «Театр»).
Татьяна Пилецкая в спектакле «Женитьба Белугина» (справа) Актриса признавалась, что очень непростой, но и очень любимой для неё стала роль бабушки Эухении Бальбоа в постановке «Деревья умирают стоя»:
Каждый раз, когда выхожу на сцену в этом спектакле, я вспоминаю режиссера Александра Аркадьевича Белинского, который подарил мне эту роль. Хотя снималась у него в двух телевизионных программах («Кандидат партии» и «В старой Москве»), мы были друзьями, но в театре он меня никогда не занимал. И вот когда он пришел к нам в «Балтийский дом» и предложил эту роль, я даже немножко растерялась – все-таки такая вещь, Раневская эту роль играла, у нас в Ленинграде – Юнгер. Но он очень легко репетировал, весело, хорошо – и вот так родилась Эухения. Я очень люблю эту роль, хоть она и тяжелая.
Личная жизнь Татьяны Пилецкой
В 17 лет, как и все девчонки из их хореографического училища, Татьяна бегала на танцевальные вечера в Военно-морское инженерное училище. Там она и познакомилась со своим первым мужем, кадетом, а впоследствии капитаном первого ранга Константином Пилецким.
Татьяна Пилецкая с первым мужем и дочерью Первое время начинающая актриса старалась быть примерной женой. Она последовала за ним в латвийский город Лиепае, где супруги стали родителями дочки Наташи, затем уехала вместе с мужем в новое место его назначения, под Мурманск.
…Никогда о раннем браке и материнстве не сожалела: что Бог дает, то и верно. Но под Мурманском «продержалась» всего год. Константин Всеволодович часто уходил в длительные походы, по нескольку месяцев я оставалась одна с крошечным ребенком.
Татьяна с дочкой вернулась в Ленинград, спустя год они воссоединились с главой семьи – Константин поступил в адъюнктуру Академии имени Крылова. Они прожили вместе 15 лет, виделись редко и в конце концов тихо и мирно развелись.
Актрисе приписывали роман с актером Олегом Басилашвили (якобы именно из-за нее он развелся со своей первой женой Татьяной Дорониной), в неё влюблялись Олег Стриженов, Марк Бернес, Григорий Козинцев.
Татьяна Пилецкая и Олег Басилашвили (фильм «Невеста») Во второй раз Татьяна Пилецкая вышла замуж за актера Вячеслава Тимошина, звезду Ленинградского театра музкомедии. Долгое время она не подозревала о его «увлечениях» за её спиной. Когда «доброжелатели» открыли Татьяне глаза на то, что у её мужа роман с юной певицей Людмилой Сенчиной, она подала на развод. Вместе с Тимошиным они прожили десять лет, расставание далось Пилецкой очень болезненно, и в интервью она всегда старалась обходить эту тему.
В конце 70-х актрису познакомили с артистом-мимом Борисом Агешиным. Он был младше Татьяны на двенадцать лет, но именно с ним актриса почувствовала себя счастливой женщиной.
Татьяна Пилецкая и Борис Агешин Супруг работал с Эдитой Пьехой в ансамбле «Дружба», гастролировал, но всё свободное время проводил с женой, заботился о ней, встречал после спектаклей и съемок. Его смерть в 2018 году стала ударом для Пилецкой:
Мы были родственные души. Сегодня его нет со мной, он ушел… И я до сих пор не могу отойти от этой утраты. Мы понимали друг друга прекрасно, оба творческих человека… Иногда я слышу: «Как могут жить вместе творческие личности? Они же передерутся!» Ерунда! 45 лет мы прожили! А сейчас я полностью посвятила себя работе: съемки, театры, спектакли. Работа, работа, работа.
Дочь Татьяны Львовны не стала связывать жизнь с актёрским искусством. Наталья в совершенстве овладела английским и объехала весь земной шар, работая в сфере туризма. Её дочь Елизавета, внучка Татьяны Пилецкой, стала художницей и работала в Русском музее.
Татьяна Пилецкая сейчас
В 2023 году актриса отметила 95-летний юбилей, выйдя на сцену театра «Балтийский дом» в лирическо-комедийной постановке «Рок-н-ролл на закате». Партнером народной артистки России на сцене стал Анатолий Дубанов.
Татьяна Пилецкая в спектакле «Рок-н-ролл на закате» Помимо того, актриса продолжает играть в спектаклях «Семья в подарок» (по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала») и «Деревья умирают стоя».
Интересные факты
… раньше от театра давали бумажку «Для работы над ролью», я проходила и сидела там целыми днями. Накопала много, нашла родственника в Гамбурге, ездила к нему. Очень смешно было. Нашла его адрес и послала свою первую книжку. А я немецкого не знаю, у нас в школе французский преподавали, одну «Марсельезу» выучили – и все. Как он выглядит, тоже не представляю, как же я его узнаю? Дочка сказала: кто держит твою книжку, тот и родственник. И я с волнением прошла контроль, смотрю – стоит дядька с бородой и держит мою книжку. «Вилли?» – «Вилли!» Тогда в Гамбурге пробыла у него недели две, потом он ко мне в Петербург приехал с женой. Очень славный, милый человек.
Важные события в жизни
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49
Марина Веселенко редактор
Источник: uznayvse.ru