Publisher Theme
Art is not a luxury, but a necessity.

Владимир Маяковский

0 0

Владимир Маяковский

Обсудить Имя: Владимир Маяковский (Vladimir Mayakovsky) Отчество: Владимирович Кто такой: поэт, историческая личность День рождения: 19 июля 1893 Место рождения: Багдати, Кутаисская губерния, Российская империя Дата смерти: 14 апреля 1930 (36 лет) Причина смерти: узнать самоубийство Где похоронен: узнать Новодевичье кладбище, Москва Рост: 189 см Знак Зодиака: Рак (характеристика) Восточный гороскоп: Змея

Биография Владимира Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский – выдающийся русский и советский поэт, один из первых футуристов, художник и драматург. В начале ХХ века писал сценарии, снимал кино и сам играл в нем. Поэтический дар проявился не сразу, многие пробы пера были безвозвратно уничтожены им самим. Первое напечатанное стихотворение «Ночь» появилось в 1912 году в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». В тот же период состоялось легендарное первое публичное выступление поэта в «Бродячей собаке». Маяковский навсегда остался в памяти потомков гением поэтического искусства.

Владимир Маяковский

Поэт Владимир Владимирович Маяковский

Детство, юность, семья

Владимир родился летом 1893 года в семье Александры Павленко (урожденной Афанасьевой) и Владимира Маяковского в селе Багдати Кутаисской губернии Российской империи.

Всего у них было пятеро детей, но двое сыновей – Костя и Саша – умерли в раннем возрасте. Володя рос со старшими сёстрами – Людой и Олей.

По линии отца, Владимира Константиновича, который трудился лесничим, род имел дворянские корни, но был обедневшим. По линии мамы, Александры Алексеевны, в роду были кубанские казаки. Сам поэт говорил: «отец был казак, мать – украинка».

Рассказывая о собственном детстве в книге «Я сам», Маяковский вспоминал:

Лет семь. Отец стал брать меня в верховые объезды лесничества. Перевал. Ночь. Обстигло туманом. Даже отца не видно. Тропка узейшая. Отец, очевидно, одёрнул рукавом ветку шиповника. Ветка с размаху шипами в мои щеки. Чуть повизгивая, вытаскиваю колючки. Сразу пропали и туман и боль. В расступившемся тумане под ногами — ярче неба. Это электричество. Клёпочный завод князя Накашидзе. После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь. Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали, и я всегда давал без счёта. На Кавказе фруктов сколько угодно. Читать выучился с удовольствием.

Первая книга, которую прочитал маленький Володя, называлась «Птичница Агафья», которая едва не отбила охоту к дальнейшему чтению. К счастью, вторую книгу о Дон-Кихоте он зачитал буквально до дыр и даже сделал себе деревянный меч и латы, сражался с сорняками.

Вскоре семья переехала в Кутаиси, где мальчик поступил в гимназию и первые два года учился на одни пятерки, зачитываясь Жюлем Верном. В дальнейшем он забросил учебу – на Кавказе начались революционные волнения, и Маяковский начал читать прокламации подпольщиков, участвовал в митингах.

Ему было 13 лет, когда от заражения крови скончался отец: сшивая бумаги, укололся иглой. Пораженный горем, подросток на всю жизнь невзлюбил иголки и булавки. После похорон у матери осталось три рубля. Распродав мебель, она с детьми отправилась в Москву.

Бедность шла по пятам: чтобы как-то заработать, Володя занимался выжиганием и рисованием. Особенно старался на Пасху – сдавал крашеные яйца по 10-15 копеек в кустарный магазин на Неглинной.

Из гимназии Маяковского его исключили за неуплату в 1908 году. Тогда же он стал членом РСДРП, начал работать в подпольной типографии. Тогда же его впервые арестовали и выпустили как малолетнего.

Вторая «сидка» тоже была недолгой, но в третий раз Маяковского посадили в Бутырки, где он отсидел 11 месяцев в одиночной камере за участие в организации побега женщин-каторжанок из Новинской тюрьмы. Сам Владимир назвал эти месяцы важнейшим для себя временем: он очень много читал как классиков, так и своих современников. Писал стихи, по его мнению, плохие настолько, что даже обрадовался, когда тетрадь отобрали.

Выйдя из заключения и из РСДРП, юноша решил, что поэта из него не получится, так что ему следует стать художником. Учился у Станислава Жуковского и Петра Келина, затем поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там состоялась его судьбоносная встреча с Давидом Бурлюком.

Однажды, встретившись на выступлении Сергея Рахманинова, оба сбежали с концерта и долго гуляли по ночной Москве. Маяковский отважился прочесть приятелю свое свежайшее стихотворение, и Бурлюк восторженно назвал его гением, посоветовав писать и писать, не останавливаясь.

Позже он всем представлял Владимира не иначе как гениального и знаменитого поэта, хотя у того еще не было ничего написано. Но вдохновившись отношением Бурлюка к себе, Маяковский с головой ушел в стихи.

…Бурлюк непреклонен. Ещё и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение». Пришлось писать. Я и написал первое (первое профессиональное, печатаемое) – «Багровый и белый» и другие. Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Творчество Маяковского

В этот бурный период Владимир не только увлеченно писал, но и знакомился с интересными людьми, находил единомышленников. Так, в 1912 году вместе с Бурлюком, Хлебниковым и Крученых он придумал и выпустил футуристический альманах «Пощечина общественному вкусу», в который вошло его стихотворение «Ночь».

Вскоре вышел его самостоятельный сборник «Я», Владимира пригласили выступить в «Бродячей собаке», где собирались деятели искусств. Накануне Первой мировой войны Маяковский с группой футуристов отправился с гастролями по городам Российской империи.

1913 год стал для поэта знаковым – его творчество пополнилось драматургическим произведением «Владимир Маяковский». Эту трагедию он сам поставил в театре и сыграл главного героя, обнаружив недюжинный актерский и режиссерский таланты. Тогда же он стал писать сценарии для кинематографа, сам несколько раз снялся в фильмах, в том числе – в «Драме в кабаре футуристов №13».

Когда началась война, Владимир пытался записаться добровольцем, но его не брали из-за «политической неблагонадежности». Он вступил в кружок «Сегодняшний лубок», где вместе с его членами изготавливал патриотические открытки для поддержки морального духа солдат на фронте.

В объединении он познакомился с Казимиром Малевичем, который оформил новую постановку пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Спектакль в Театре музыкальной драмы поставил Всеволод Мейерхольд, а Маяковский был вторым режиссером. Вспоминая о сотрудничестве с ним, Всеволод Эмильевич подчеркивал:

Маяковский показал себя в совместной работе со мной не только замечательным драматургом, но также и замечательным режиссером. Сколько лет я ни ставлю пьесы, я никогда не позволял себе такой роскоши, как допускать драматурга к совместной режиссерской работе. Я всегда пытался отбросить автора на тот период, когда я его пьесы ставлю, как можно дальше от театра, потому что всегда подливному режиссеру-художнику драматург мешает персональным вмешательством в работу. Маяковского я не только допускал, а просто даже не мог начинать работать пьесу без него. Так было с «Мистерией-буфф», так было с «Клопом», так было с «Баней». Я не мог начинать работу до тех пор, пока ее не заварит сам Маяковский. Когда мне случалось начинать работу самому, то всегда я все-таки, начав, бежал к телефону, звонил к нему и просил его прийти немедленно. Маяковский всегда присутствовал у меня в театре на всех первых репетициях.

В 1919 году начался напряженный период «Окон сатиры РОСТА». Маяковский в числе других поэтов и художников выпускал агитационные и сатирические плакаты на самые различные темы. Тогда же вышло первое собрание сочинений поэта, куда он включил все им написанное за десять лет.

Спустя три года Владимир возглавил литературное объединение «Левый фронт искусств» (позже название сменилось на «Революционный фронт искусств»). Журнал ЛЕФ публиковал Николая Асеева, Бориса Пастернака, Виктора Шкловского и многих других авторов, но вышло всего семь его номеров.

Сам Маяковский в период с 1920 по 1925 годы написал поэмы «150 миллионов», «Про это», «Владимир Ильич Ленин». Читая последнюю со сцены Большого театра, поэт удостоился двадцатиминутных аплодисментов, в числе которых звучали и аплодисменты Иосифа Сталина.

Не единожды советский гражданин с «красной паспортиной» посещал зарубежные страны, а в 1925 году совершил самое длительное свое путешествие в США.

Огромной популярностью пользовалась поэма «Хорошо!» Маяковского, на некоторые отрывки которой впоследствии написал «Патетическую ораторию» Георгий Свиридов.

Ажиотаж публики вызвали пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня», поставленные на сцене Театра Мейерхольда. Обыватели видели в них сатиру на бюрократию, государственные деятели усмотрели критику советского строя, хотя поэт одним из первых признал революцию и власть большевиков и к тому времени считался главным советским поэтом.

Владимир Владимирович почувствовал охлаждение со стороны власти тогда, когда ему впервые отклонили выезд за границу. А всего более он стал переживать, когда на его выставку «20 лет работы», которая открылась 1 февраля 1930 года, не пришел никто из официальных представителей. Поэтесса Ольга Берггольц писала в одном из предисловий:

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая от того, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперёд, словно ожидая кого-то очень дорогого и всё более убеждаясь, что этот дорогой человек не придёт.

Личная жизнь Владимира Маяковского

«Радостнейшей датой» назвал поэт знакомство с семейством Лили и Осипа Брик. Было лето 1915 года, и Владимир приехал вместе с сестрой Лили Эльзой Триоле прямо из Финляндии к ним на квартиру в Петрограде.

Недолгий роман с Эльзой кончился практически сразу, как только хозяйка похвалила поэму Маяковского «Облако в штанах». Вместе с мужем-предпринимателем Брик издала поэму небольшим тиражом, а поэт потихоньку стал знакомить Лилю и Осипа со своими друзьями. Предприимчивая чета вскоре основала у себя на квартире богемный салон для людей искусства.

Бурный роман, вспыхнувший между Владимиром и Лилей, ни для кого не был секретом, поэт стал посвящать практически все свои стихи Брик. В их числе – «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Ко всему», «Лиличка! Вместо письма».

Увлекшись кинематографом, Маяковский написал сценарий и снялся вместе с подругой в картине «Закованная фильмой». Вскоре поэт переехал на квартиру к Брикам, они стали жить втроем, одними из первых принявшие «теорию стакана воды» [любовь, согласно теории, отрицалась, а отношения между мужчиной и женщиной сводились к удовлетворению сексуальных потребностей]. Вместе они переехали в Москву, вместе снимали сначала комнату в коммуналке, затем квартиру.

Иногда, когда эмоции брали верх, Маяковский порывался уйти, но, невзирая на несколько романов, всегда возвращался к любимой Кисе, которая звала его Щеном. Владимир писал Лиле:

Если рассматривать меня как твоего щенёнка, то скажу тебе прямо — я тебе не завидую, щенёнок у тебя неважный: ребро наружу, шерсть, разумеется, клочьями, а около красного глаза, специально, чтоб смахивать слезу, длинное облезшее ухо. Естествоиспытатели утверждают, что щенёнки всегда становятся такими, если их отдавать в чужие нелюбящие руки.

Известно, что у Маяковского во время работы в «Окнах РОСТА» завязались нежные отношения с художницей Лилей Лавинской. Они были непродолжительными, но в 1921 году женщина родила сына, назвав его Глебом-Никитой, который впоследствии стал скульптором. Фамилию он носил мамину. Отцовство приписали знаменитому поэту.

Еще один ребенок Маяковского – дочь Элен Патрисия (Елена Владимировна) родилась у русской эмигрантки Елизаветы Зиберт (Элли Джонс) в Нью-Йорке. Недолгие романы случились у поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.

Более серьезное чувство, но недостаточное, чтобы совсем уйти от Брик, связывало Владимира Владимировича с эмигранткой, проживавшей в Париже. Роман с Татьяной Яковлевой поэт отметил двумя стихотворениями – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой», которое впервые было напечатано лишь спустя многие годы. Именно Татьяна помогала Маяковскому выбирать автомобиль для Лилички – его изматывающей, но постоянной любви.

Последней возлюбленной поэта стала замужняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Она была совсем юной, когда вышла замуж за коллегу, Михаила Яншина. Влюбившись в красавца Маяковского, Вероника не хотела ничего менять, а тот требовал от нее, чтобы она развелась с мужем, бросила театр и переехала к нему в новую квартиру. Он словно забывал, что в Гендриковом переулке с ним живут Лиля и Осип Брики, там же проходят собрания «ЛЕФа».

Полонская уже с трудом переносила ревность и импульсивность Маяковского и однажды очередное объяснение, когда поэт просил ее не ходить на репетицию, стало роковым. Вероника ушла, Владимир застрелился.

Смерть и память

Уникальный поэт ХХ века ушел из жизни полным физических сил, но истощенным морально и душевно. Участившиеся нападки со стороны властей, отсутствие Бриков, уехавших в тот год за границу, неустроенность личной жизни надломили этого большого, красивого и безмерно талантливого человека.

Он выстрелил себе в грудь в апреле 1930 года. Поэту было 36 лет. Предсмертное письмо, адресованное «Всем» было им написано за два дня до самоубийства карандашом на листке бумаги привычной «лесенкой»:

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят — “инцидент исперчен”, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12/IV 30 г.

После того как его мозг был изъят для научных исследований, народный поэт был кремирован и похоронен в колумбарии Нового Донского кладбища. Три дня накануне в Дом писателей шел нескончаемый поток людей, чтобы проститься с Маяковским. В последний путь его провожало неисчислимое количество поклонников его творчества. В 1952 году прах поэта был перезахоронен на Новодевичьем кладбище по просьбе близких.

После похорон Лиля Брик занялась архивом, планировала создать мемориальную комнату, но везде натыкалась на глухую бюрократическую стену. О Маяковском словно забыли. Тогда она отправила письмо Иосифу Сталину, где изложила свое пожелание увековечить память советского поэта. Вождь наложил на письмо резолюцию, в которой назвал Владимира Владимировича «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Препоны были автоматически сняты.

Произведения Маяковского стали издавать миллионными тиражами, в честь него назывались улицы городов как в СССР, так и за рубежом. Были созданы музеи, получил имя Маяковского и театр, в котором он ставил свои первые пьесы. Во многих городах установлены памятники и мемориальные доски поэту, его именем названы кинотеатры и станции метро, заведения культуры и даже теплоход.

Интересные факты

  • Воспоминания о детских годах у Владимира Маяковского были словно отрывными картинками. Давид Бурлюк говорил, что «память у него – что дорога в Полтаве, – каждый галошу оставит». Но первый дом, в котором жил Маяковский, он помнил отчётливо:

    Два этажа. Верхний – наш. Нижний – винный заводик. Раз в году – арбы винограда. Давили. Я ел. Они пили. Всё это территория стариннейшей грузинской крепости под Багдадами. Крепость очетыреугольнивается крепостным валом. В углах валов – накаты для пушек. В валах бойницы. За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую. Снижаются горы к северу. На севере разрыв. Мечталось – это Россия. Тянуло туда невероятнейше.

  • Владимир Владимирович был первым советским поэтом, сознательно переводившим себя в «газетчики». С 1925 года сотрудничал с «Известиями», печатал свои статьи и критические заметки в газетах «Труд», «Рабочая Москва», «Бакинский рабочий», «Заря Востока» и других. Параллельно отдавал в печать некоторые новые стихи по просьбе редакций. Также, по его словам, он продолжил прерванную традицию трубадуров и менестрелей – ездил по городам Советского Союза, читая свои стихи, поэмы и лекции. Не раз бывал в Грузии, поскольку язык знал с детства в совершенстве – читал лекции и на грузинском.
  • В Маяковском, по точному определению Мейерхольда, всегда, а особенно в последние годы перед смертью, было стремление работать в театре и кино не только режиссером, но и актером:

    Когда мне пришлось думать над построением фильма «Отцы и дети» (по роману Тургенева), то он, узнав об этом, сделал мне заявку на роль Базарова. Я, конечно, не мог допустить его играть эту роль, потому что Маяковский как тип слишком Маяковский, чтобы кто-нибудь поверил, что он Базаров. Это обстоятельство меня заставило, к сожалению, отвести его кандидатуру как исполнителя главной роли в моей картине. Ну как можно согласиться с тем, что он – Базаров, когда он – насквозь Маяковский. Но я убежден, что с ним случилось в тот период то же, что происходило с Мольером и Шекспиром, что у него было не просто стремление поставить свою вещь самому, но и себя вкомпановать в эту вещь. Недаром в его первой трагедии «Владимир Маяковский» он сам – главное действующее лицо. Это недаром. Все любят участвовать в любительских спектаклях, но это было жаждой проникнуть к самым корням, в самую гущу театра, чтобы познать его законы.

  • Важные события в жизни

  • 1906 год: после смерти отца переехал с мамой и сестрами из Кутаиси в Москву.
  • 1908 год: стал членом РСДРП. Работал в подпольной типографии. Впервые был арестован.
  • 1910 год: отсидел 11 месяцев в Бутырках. После освобождения вышел из РСДРП.
  • 1911 год: поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Познакомился с Давидом Бурлюком.
  • 1912 год: выпустил футуристический альманах «Пощечина общественному вкусу», в который вошло его первое печатное стихотворение «Ночь».
  • 1913 год: собственную трагедию «Владимир Маяковский» сам поставил в театре и сыграл главного героя.
  • 1914 год: начал писать поэму «Облако в штанах». Был участником Первой олимпиады русского футуризма в Крыму.
  • 1915 год: познакомился с Осипом и Лилей Бриками. Последняя всю жизнь была его музой и любимой женщиной. Написал поэму «Флейта-позвоночник», стихотворение «Вот так я и сделался собакой».
  • 1916 год: написал поэму «Человек», стихотворение «Себе, любимому…».
  • 1917 год: написал стихотворение «Наш марш». Выпустил сборник «Революция. Поэтохроника».
  • 1918 год: состоялась премьера пьесы «Мистерия-буфф» в постановке Всеволода Мейерхольда и художественном оформлении Казимира Малевича. Написал сценарии и снялся в фильмах «Не для денег родившийся», «Закованная фильмой», «Барышня и хулиган».
  • 1919 год: написал поэму «150 миллионов». Как поэт и художник оформил «Окна РОСТА».
  • 1921 год: начал работать над поэмой «Люблю». Родился сын Глеб-Никита от художницы Лили Лавинской.
  • 1923 год: написал поэму «Про это».
  • 1924 год: написал поэму «Владимир Ильич Ленин».
  • 1926 год: родилась дочь Элен Патрисия (Елена Владимировна) от русской эмигрантки Елизаветы Зиберт (Элли Джонс) в Нью-Йорке.
  • 1927 год: написал поэму «Хорошо!».
  • 1928 год: написал сценарий фильма «Октябрюхов и Декабрюхов».
  • 1930 год: написал поэму «Во весь голос» и стихотворение «Уже второй. Должно быть, ты легла…». Организовал выставку «20 лет работы».
  • 14 апреля 1930 года: дата смерти. Свёл счеты с жизнью, выстрелив себе в грудь.
  • Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Узнай Всё Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11 +7 931 269 84 49

    Владимир Маяковский

    Владимир Маяковский

    Марина Веселенко редактор

    Источник: uznayvse.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.